Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 778.5.01.067.2/Е 72
Автор(ы) : Ермакова, Елена Юрьевна
Заглавие : Эволюция социальной утопии как жанра кинематографа : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03 - Киноискусство и телевидение . -(на правах рукописи)
Выходные данные : М.: ВГИК им. С. А. Герасимова, 1995
Колич.характеристики :34 с.
Коллективы : Рос. ин-т культурологии
Примечания : Публ. по теме: с.34.
УДК : 778.5.01.067.2 + 778.5.001(043)
Предметные рубрики: Социология кино-- Кино и общество-- Кино и зритель
Авторефераты
Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой анализу киноутопии, как жанра: его эволюция, влияние на сознание и общественные структуры общества, появление нового вида - утопия виртуального мира, разграничение жанров дистопия и антиутопия. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (91 назв.) и фильмографии (234 назв.). Во введении обосновывается актуальность темы, научная новизна, даны цели и задачи, определена методология, проведен обзор исследований по жанру и рассмотрена практическая значимость применительно к кинематографу. Глава первая - "Утопия в кинематографе как система формирования поведенческих ориентиров и форм мышления в обществе" - состоит из 6 параграфов, где поэтапно, на разных уровнях осмысления и в разных психологических аспектах рассматриваются утопические элементы кинофильмов, которые воссоздают "идеальный" образ государственного устройства, системы моральных и нравственных ценностей, а также выявляют характерные черты и проявление "утопического мышления". Это: 1. Создание и разрушение образов экранной утопии; 2. Природные инстинкты и социальные рамки дозволенного в кинематографе; 3. Экранный образ государства власти и мечты; 4. Борьба рыцарей добра и зла как основа кинематографического конфликта; 5. Интерпретация образа врага внутреннего и внешнего; 6. Образы "своих" и "чужих" на киноэкране. Глава вторая - Эсхатологический контекст современных фильмов как диалектическое развитие утопического жанра, - в которой рассматривается роль кинематографа в формировании массового сознания по отношению к возможной мировой катастрофе. Именно кинематограф как образное аудиовизуальное средство коммуникации и искусства был способен показать весь ужас вероятного будущего, последствия и реальный масштаб возможного Конца света. И именно в кино происходит разделение произведений страшных пророчеств на два параллельных жанра - "дистопию" и "антиутопию". Их подробному анализу и посвящается вторая глава, которая включает три параграфа: 1. Характерные черты дистопий ядерного века; 2. Фарс антиутопии, или когда смех становится трагедией; 3. Мнимая реальность виртуального мира. В заключении даны выводы. Эволюция социальной утопии в кинематографе предполагает диалектическое развитие этого жанра. От киноутопий с идеальным государственным устройством до дистопий и утопий виртуального мира, в которых не только прослеживается социальное устройство будущего мира, но и психологически, морально, нравственно меняется человек, которого поселили в этот искусственно созданный мир. Не случайно в середине ХХ века возникает понятие "утопическое мышление", а герой утопии превращается в несколько абстрагированного социального субъекта из этой утопии. В работе сделана попытка проанализировать героя утопии с психологической точки зрения, проследив проявления его личности, характера, моральных и нравственных постулатов, природных инстинктов и бессознательных действий в экстремальных ситуациях. в связи с этим, автором предложена новая методология исследования как самого жанра "утопии", так и отдельных её частей, встречающиеся в фантастических произведениях и влияющие на формирование "утопического мышления" современного человека. См. также аннотацию к диссертации.
Экземпляры : всего : ЧЗ(2)
Свободны : ЧЗ(2)

Доп.точки доступа:
Дробашенко, д-р искусствовед., проф., С.В. \научный рук.:.\; Рос. ин-т культурологии