778.5.05:001
П 474


    Познин, Виталий Федорович.
    Выразительные средства современного научно-познавательного фильма : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03 - Киноискусство и телевидение / В. Ф. Познин ; научный рук.: Я. К. Маркулан, д-р искусствовед., проф. ; Ин-т искусствовед.,, этнографии и фольклора им. М. Рыльского АН УССР. - (на правах рукописи). - Л. : Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии, 1982. - 15 с. - Публ. по теме в конце автореферата.
Диссертации в научном фонде библиотеки ВГИКа нет.
УДК
Рубрики: Научное и научно-популярное кино
   Выразительные и изобразительные средства киноискусства--Крупный план, монтаж как выразительные средства в кино--Язык кино.

   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой анализу природы экранной выразительности научно-познавательного фильма, систематизации наиболее плодотворных выразительных средств, открытых мастерами научного кино, осмыслению новых тенденций. Материалом исследования являются фильмы 70-х годов, созданные на киностудиях СССР и за рубежом, а также опыт автора, работавшего в научном кино в качестве сценариста, режиссёра и оператора. Работа состоит из введения, , трех частей (исторический, теоретический и практический аспекты), заключения. Во введении сделан обзор литературы по проблеме использования выразительных средств в научно-познавательном кино, перечислены вопросы для изучения, мотивированы актуальность и выбор темы. В 1-й главе: "Краткий очерк выразительных средств научно-познавательного кино. Определение научно-познавательного фильма" дается анализ средств экранной выразительности в каждом из трех основных периодов развития научно-познавательного кинематографа (просветительский, научно-популярный, научно-познавательный). От искусственного драматизирования - к драматургии мысли; доминирование документального метода; термины: "научно-популярное" - "научно-познавательное" (автор предпочитает второй). Глава 2. - "Соотношение логического и эмоционального в современном научно-познавательном фильме" - посвящена проблеме сосуществования и взаимовлияния научно-познавательной информации и эстетического начала в фильмах, рассказывающих о научном познании мира (информационная избыточность и дидактика, образно-философское осмысление научной темы, "открытая композиция" - документальная история или её имитация, эксперимент или социологическое исследование, полифония); выразительные средства как динамизация зрительского восприятия. В 3-й главе: "Специфика использования средств кинематографической выразительности в научно-познавательном фильме" обобщается опыт современного научного кино в области использования арсенала выразительных средств, рассматриваются наиболее продуктивные поиски создания понятий-образов, предлагается типология основных драматургических приемов и жанров научно-познавательного кино. Предложена типология жанров из практики научного кино: фильм-лекция, фильм-беседа, фильм-размышление, фильм-эссе, научно-публицистический фильм, биографический фильм, фильм-портрет и футурологический фильм. В диссертации обобщен опыт кинопопуляризации 70-х гг. по использованию выразительных средств для создания в пределах одного кадра или в результате монтажных столкновений образов-понятий (С. Эйзенштейн). Свои специфические приемы найдены в применении комбинированных съёмок, эстетики макроплана, специальных съёмок, в работе с иконографическим материалом. В диссертации систематизируются основные приемы выразительных средств научно-познавательного фильма. отмечаются наиболее плодотворные поиски и перспективы. В заключении подводятся итоги, прогнозируется дальнейшее развитие творческих поисков в освоении выразительных средств научно-познавательного кинематографа. Дается список работ автора по тем. Для киноведов, кинематографистов научно-популярного кинематографа.


Доп.точки доступа:
Маркулан, д-р искусствовед., проф., Я.К. \научный рук.:.\; Ин-т искусствовед.,, этнографии и фольклора им. М. Рыльского АН УССР
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)