778.5
   Б438


    Белоусов, Ю. А.
    Проблема взаимоотношений художника и зрителя в советском кинематографе 20-х - 30-х годов : дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения / Ю.А. Белоусов ; Научный рук.: В.Н. Ждан, д-р искусствовед., проф. - М. : ВГИК, 1981. - 188 с. - Библиогр.: с.176-188. Прим. в сносках. . -
УДК
Рубрики: Социология кино--Кино и общество--Кино и зритель
   Советское киноискусство и русский кинематограф за рубежом--1930-е гг.

   Становление и расцвет советского немого кино и русского немого кинематографа зарубежом--1921-1929

   Диссертация

Аннотация: Диссертация посвящена исследованию идейно-эстетических закономерностей развития советского кинематографа 20-х - 30-х годов, связанных с приобщением широких зрительских масс к новому искусству. При общности задач и целей, каждый период наделен своими специфическими особенностями, возможностями роста, своей идейно-художественной доминантой, выявить которые автор считал значительной целью своей работы. Применительно к проблеме "художник - фильм - зритель" кинематограф 20-х можно охарактеризовать как эпоху утверждения монолога художника, обращённого к многоликой аудитории, в то время как в 30-е годы главенствующее место занимает форма диалога в общении с массами. Автор указывает на строго научный подход при анализе этих этапов развития советского кино (без упрощенчества или недооценки, или грубого обобщения, что нашло отражение в схеме "новаторы - традиционалисты"). Исследование обширного фронта разных художественных течений этого кинематографического периода показало, что и "левое крыло", "авангардисты", революционный фронт искусства", и направления "традиционалистов" и "академиков" - представляли собой пеструю, противоречивую. картину поисков и открытий с самыми разнообразными оттенками и нюансами. Автор видит свою цель в том, чтобы вскрыть эти плодотворные устремления к взаимному обогащению разных школ и течений. Научная новизна и заключается в попытке заполнить пробел и исследовать сложнейший процесс творческих усилий революционного кинематографа к достижению контакта с широкой аудиторией, от первых агитшагов до формирования тонкой и многогранной политики в общении с разными социальными слоями общества. Важное место в исследовании занимают социологические методы - устные и печатные опросы, анкеты, результаты зрительских референдумов, итоги наблюдений за состоянием общественного мнения тех лет, данные кинопроката. Но это лишь часть работы, автор занимался анализом и смелых экспериментов, ведущих к подлинным открытиям, и разного рода заблуждений, экстремистских крайностей, которые отчуждали зрителя. Этот опыт ценен и для настоящего времени, так как позволяет в широкой панораме кинематографа обнаружить определяющие закономерности его развития, способствующие созданию произведений, объединяющих художника и зрителя. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Для кинематографистов в области теории, истории и практики отечественного кинематографа. См. также аннотацию к автореферату.


Доп.точки доступа:
Ждан, д-р искусствовед., проф., В.Н. \научный рук.:.\
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)