778.5 В898 Вусс, П. Проблема отчуждения и современное киноискусство : дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения (на немецком языке) / П. Вусс ; Научный рук.: А.Л. Дымшиц, д-р филолог. н., проф.; ВГИК, кафедра кинодраматургии. - М. : ВГИК, 1968. - 310 с. - фильмогр.: с.311-312. Библиогр.: с. 313-339. -
Диссертация Аннотация: В настоящей диссертации автор ставит перед собой задачу на основе брехтовского понятия "отчуждение" найти такой подход к анализу произведения киноискусства, который дает возможность рассмотреть под единым углом зрения различные вопросы композиции фильма и одновременно является отправной точкой для содружества нескольких научных дисциплин. Эти исследования должны опираться на достижения таких наук как психология и социология. Они требуют от киноведения постановки четко сформулированных проблем, которые могут быть решены с помощью других наук и результат проверяется экспериментальным путем. Синтетический характер киноискусства позволяет использовать результаты современного театроведения и литературоведения, в которых видное место занимает эстетика Б. Брехта и его эстетическое наследие может быть принято для повышения научного уровня современного киноведения. Используя метод Брехта в киноискусстве, следует исходить из осознания ведущей идеи, основного принципа, стоящего в центре всех теоретических работ Брехта. Таким принципом является так называемое "отчуждение". Первая глава посвящена понятию "отчуждения" и как принципу художественного анализа вообще. Вторая часть диссертации посвящена рассмотрению целого ряда новых фильмов под единым углом зрения, а именно - исходя из проблемы отчуждения (на примере буржуазного и социалистического кинематографа). В диссертации анализ фильмов проводится как серия экспериментов. Работа с новым понятием показала его большую адекватность изучаемому объекту. Новое понятие несколько точнее, чем у Брехта, т. к. дает в результате его семантической однозначности изучать определяемые им явления с привлечением некоторых дополнительных научных дисциплин, в частности кибернетики, терминология которой позволяет расширить связи с психологией и социологией. Понятие отчуждения плодотворно потому, что оно дает возможность систематического включения воздействия произведения искусства в его анализ. Традиционные и новые, простые и сложные формы становятся более обозримым и. С помощью информационно-психологических представлений становится возможным рассмотрение комедии и трагедии под единым углом зрения. Понятие отчуждения, опирающееся на основные положения кибернетики и информационной психологии, проще, чем многие старые его определения. Они позволяют эффективно изучать проблемы творческого метода и дают возможность получения алгоритма для анализа фильма. Для киноведов. См. также аннотацию к автореферату. Доп.точки доступа: Дымшиц, д-р филолог. н., проф., А.Л. \научный рук.:.\ Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1) Свободны: ЧЗ (1) |