778.5
   М215


    Мальцене, Марианна Мотеяус.
    Очерки истории литовского кино (1919-1970) : автореферат дис. на соискание ученой степени канд. искусствоведения по спец. 17.00.03 - Киноискусство / М.М. Мальцене ; Мин-во культуры РСФСР; ин-т истории АН Литов. ССР (сектор искусствовед.). - (на правах рукописи). - Л. : ЛГИТМиК, 1974. - 73 с. - Публ. по теме: с.73. Библиогр. св. в сносках.
Диссертации в научном фонде библиотеки ВГИКа нет. Есть книги М. Мальцене по истории литовского кинематографа.
УДК
Рубрики: Киноискусство народов СССР--Киноискусство стран СНГ и стран ближнего зарубежья--Литовское кино--Литва
   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой исследованию становления и развития литовского кинематографа в указанные годы. Опираясь на внушительную библиографию (газетные заметки, статьи и рецензии - в основном), автор взял за основу работы сами картины, созданные на Литовской киностудии. Изучая живой творческий процесс, он обобщает и дополняет разрозненные материалы и пытается выявить исторические закономерности развития литовского кино, накопленный им идейно-художественный опыт и наметить проблемы, требующие более пристального киноведческого анализа. Работа состоит из введения, шести глав и заключения. Завершается она указанием источников и литературы, фильмографией художественных, документальных, научно-популярных и учебных картин, поставленных на Литовской киностудии, а также иллюстративным материалом. Во введении - обоснована тема, методы исследования, характеристика литовского кино буржуазного и советского периодов. В1-й главе - "Взгляд в прошлое (1919-1940)" - изучение кинематографа в буржуазной Литве, его пионеры и попытки создать национальный кинематограф. Во 2-й главе -"Первые шаги литовского советского кино" - исследование года рождения литовского кино. В 3-й главе - "Организационный период (1944-1956)" - рассматривается литовская кинематография первого послевоенного десятилетия: "Документальное кино", "Художественные фильмы". В 4-й главе - "Рождение национальной кинорежиссуры" - первые литовские авторы кино: В. Жалакявичюс; влияние новаторских фильмов - "Баллада о солдате", "Высота", "Тихий Дон" и др. Раздел "Путь на большой экран" ("Живые герои", "Адамас хочет быть человеком" и др.; появление новых авторов: Жебрюнас, И. Грицюс, Браткаускас и др.). Раздел "Поиски и находки" рассматривает литовские картины первой половины 60-х гг. Рост продукции республиканский киностудий. В 5-й главе - "Зрелость (1964-1970)" - литовское кино рассматривается в контексте расцвета литовской литературы, театральной драматургии и изобразительного искусства, повлиявших на дальнейшие поиски кинематографистов, на их стиль и почерк: Э. Межелайтис, лента "Никто не хотел умирать" (1965) В. Жалакявичюса, "Лестница в небо" (1966) Вабалса, экранизация романа М, Слуцкиса; лента Жебрюнаса "Девочка и эхо" (1964); раздел "О времени и о человеке" диссертант исследует ситуацию в литовском кино второй половины 60-х гг. при отставании национальной драматургии, влияние психологического романа; организационные меры. Раздел "О связи прошлого с настоящим" - выявляются особенности творческого процесса в литовском кино 1968-1970 гг., на анализе тематических и стилистических пристрастий ведущих мастеров определяется их режиссёрский почерк, а также основные направления литовского кино в целом (новые имена и фильмы, новая драматургия; старые мастера - Жебрюнас, Жалакявичюс; поэтические мотивы в литовских фильмах). В 6-й главе -"Документальное кино" - автор исследует основные этапы развития кинодокументалистики, анализирует картины ведущих режиссёров и операторов, обобщает их творческий опыт. В заключении подводятся итоги исследования, выделяются тенденции развития литовского кино и прогнозируется его ближайшее будущее. Для историков советского кино.


Доп.точки доступа:
ин-т истории АН Литов. ССР (сектор искусствовед.); Ин-т истории искусств Мин. культуры СССР
Экземпляры всего: 2
ЧЗ (2)
Свободны: ЧЗ (2)