778.5
   М274


    Маркулан, Я. К.
    Польская кинематографическая школа (1955-1965) : автореферат дис. на соискание ученой степ. д-ра искусствоведения / Я.К. Маркулан ; Мин-ва культуры РСФСР; ин-т истории искусств мин. культ. СССР. - Л. : ЛГИТМиК, 1970. - 47 с. - Публ. по теме: с.47.
Диссертации в научном фонде библиотеки ВГИКа нет. Есть книги Я. Маркулан по истории польского кинематографа.
УДК
Рубрики: История зарубежного кино--Польская народная республика--Польша
   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой одному из интереснейших явлений послевоенного кинематографа - польской кинематографической школе, составившей значительную главу в истории мирового киноискусства. Избранные материал для исследования дал возможность не только понять национальную специфику, идейно-художественные закономерности и принципы самой школы, её эволюцию, но и найти ответы на некоторые общие для современного кино вопросы. Работа состоит из введения и 7 глав. Во введении определяется объект исследования - польская кинематографическая школа (возникновение, аспекты, фильмы и их место в культурной жизни страны). Первая глава посвящена довоенному и военному периодам польского кино (документальное кино; первые работы - Е. Кавалерович, Е. Пассендорф и др.). Глава вторая посвящена первым художественным фильмам польской социалистической кинематографии ("Запрещённые песенки"; "Последний этап" В. Якубовской и "Улица Граничная" А. Форда. В третьей главе автор рассказывает о старте польской школы, об историческом, общественном и культурном контексте, в котором она родилась, о своеобразии её проблематики, новаторстве эстетики (А. Вайда - "Поколение" (1955, "Канал" (1957), "Пепел и алмаз" (1958"). Четвертая глава названа "Спор у экрана" - спор о героизме и антигероизме привлек польских философов, социологов, публицистов, романистов, критиков, художников. Автор обращается к фильмам "Летна" А. Вайды, "Эроика" и "Косое счастье" Мунка, "Покушение" и "Поиски прошлого" Е. Пассендорфа; фильмы военной темы. Пятая глава посвящена эволюции военной темы, новой проблематике польской школы, поискам нового героя; новое осмысление войны. Диссертант рассматривает в этом плане фильм "Сегодня ночью погибнет город" Я. Рыбковского, "Самсон" А. Вайды, "Пассажирка" А. Мунка, "Потом наступит тишина" Я. Моргенштерна и др.; кризис военной темы и новая тема одиночества человека в условиях нового строя. Шестая глава посвящена польскому авторскому фильму (бунт сценаристов - Е.С. Ставинский, А. Сцибор-Рыльский, Е. Сколимовский, Ю. Хен; наиболее ярко авторское кино проявилось в творчестве Т. Конвицкого). В седьмой главе рассматриваются причины кризиса польской школы. На примере фильма Т. Конвицкого "Сальто" автор диссертации завершает анализ явления "польская школа", подводит итоги исследования. Польская школа в истории мирового кино - явление краткое, но яркое, необычное. Сегодня видны её замкнутость и ограниченность, но видны и её вершины, нравственная сила, страстность и искренность её лучших фильмов, открытие ею нового жизненного материала и новых способов экранной выразительности. Для историков зарубежного кино.


Доп.точки доступа:
Ин-т истории искусств Мин. культуры СССР; ВГИК
Экземпляры всего: 2
ЧЗ (2)
Свободны: ЧЗ (2)