778.5
   М294


    Мартыненко, Ю. Я.
    Творчество кинооператора А. Д. Головни : дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения / Ю.Я. Мартыненко ; Научный рук.: В. Н. Ждан, канд. искусствовед, доцент; ВГИК, кафедра киноведения. - М. : ВГИК, 1967. - 256 с. - в конце дис.: библиогр. (4 с.); фильмогр. (3 с.).
Автореферата диссертации в научном фонде библиотеки ВГИКа нет.
УДК
Рубрики: Биография деятелей советского и российского кино.--Кинооператоры--Головня А.Д.
   Искусство оператора художественно-игрового кино--Общий отдел

   Диссертация

Аннотация: Настоящая диссертация посвящена исследованию творчества выдающегося советского кинооператора А.Д. Головни на фоне достижений мирового операторского искусства, а также становления и развития советской операторской школы. Работа состоит из пяти частей: трех разделов, библиографии и фильмографии. Первый раздел - "Магистрали искусства - пути художника" посвящен искусству кинооператора в целом, появлению и развитию кинохроники, влиянию мирового опыта и влияние социалистической революции на становление метода социалистического реализма, становлению советской операторской школы (Э. Тиссэ, А. Москвин, А. Головня и др.) Второй раздел - "Революция - современность - история" - посвящен непосредственно творчеству А.Д. Головни: его первая работа "Кирпичики" (1925), его работа с Вс. Пудовкиным - "Мать", "Конец Санкт-Петербурга", "Потомок Чингис-хана", а также фильмы "Человек из ресторана" и "Живой труп", фильм "Дезертир"; историческая тематика: "Суворов", "Адмирал Нахимов", "Минин и Пожарский"; участие Т. Лобовой; фильм "Пир в Жирмунке" (1941); фильм "Жуковский" (1951) с Д. Васильевым - последняя работа мастера. Диссертант подробно останавливается на методах и приемах работы А.Д. Головни в немом и звуковом кино (метод "художественной хроники", композиция кинокадра, изобразительное единство фильма и др.) и предпринимает попытку краткого сравнительного анализа творчества выдающихся советских кинооператоров - А. Головни, Э. Тиссэ и А. Москвина, очерчивая принципиальное различие их творческих манер. Третий раздел - "Пером исследователя" - посвящен теоретическим и критическим работам А.Д. Головни, его статьям и книгам, посвященным искусству кинооператора. Завершают работу библиография и фильмография. Для историков советского кино и советской операторской школы.


Доп.точки доступа:
Ждан, канд. искусствовед., доцент, В.Н. \научный рук.:.\; Головня, Анатолий Дмитриевич (1900-1982), выд. сов. кинооператор, педагог \о нем\; Тиссэ, Эдуард Казимирович (1897-1961), выд. сов. кинооператор \о нем\; Москвин, Андрей Николаевич (1901-1961), выд. сов. кинооператор \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\ \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)