778.5с(Узб.)
   Т387


    Тешабаев, Джура.
    Пути формирования и развития художественной кинематографии Узбекистана (К проблеме традиций и новаторства) : Дис. на соискание ученой степ. доктора искусствоведения по спец. 17.00.03 Киноискусство и телевидение / Д. Тешабаев. - Ташкент : ин-т искусствознания им. Хамзы Хаким-заде Ниязи, 1981. - 336 с. - Библиогр.: с.324-335. -
УДК
Рубрики: Киноискусство народов СССР--Киноискусство стран СНГ и стран ближнего зарубежья--Узбекское кино--Узбекистан
   Теория киноискусства--Общие закономерности развития киноискусства.--Специфика кино

   Диссертация

Аннотация: Диссертация посвящена целостному искусствоведческому анализу процесса становления, развития, расцвета узбекского национального художественного кино в аспекте присущих ему тенденций творческой ассимиляции национальных художественных традиций и их органического синтеза с его новаторской направленностью в наиболее значительных кинопроизведениях. Автор делает попытку дать историко-сравнительный эстетический анализ новаторских поисков в узбекском художественном кино, исследовать существенные профессиональные проблемы в национальном киноискусстве на различных этапах его развития; рассмотреть взаимовлияние многонационального советского кино, определить место и роль узбекского кино в современном кинопроцессе. Изучение проблемы традиций и новаторства в узбекском кино имеет значение для развития закономерностей всего советского многонационального киноискусства, в разработке ряда актуальных искусствоведческих проблем. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии. Во введении обосновывается выбор темы, отмечается её теоретическая направленность и идеологическая значимость, определяются задачи и методы исследования. Каждая глава диссертации соответствует своему этапу становления узбекского кино. В заключении резюмируются выводы. Глава первая - "Первые шаги" -начальный этап становления кино в Узбекистане. Глава вторая - "Становление" - вторая половина 30-х гг. (первый звуковой фильм "Клятва", историко-фольклорные ленты "Тахир и Зухра", "Похождения Насреддина", историко-биографический фильм "Алишер Навои"). Третья глава - "Ступени нового подъема" - анализ развития узбекского кино 50-х гг., наиболее сложного этапа в развитии национального кино (малокартинье, дефицит драматургии, ошибки и неудачи; творчество К. Ярматова). Четвертая глава - "В поисках синтеза" - автор исследует процессы развития национального кино 60-х гг. (обращение к литературе, новые постановочные решения, средства экранной выразительности:"Нежность", "Влюблённые", "Ташкент - город хлебный", "Буря над Азией" и др.) В пятой главе - "На главном направлении" - автор анализирует узбекский кинематограф 70-х гг. (творчество К. Ярматова, Х. Аббасова, А. Хамраева, Э. Ишмухамедова и др.). Преемственность и открытие нового - главные проблемы 70-х в национальном кино. В заключении автор отмечает, что сложное переплетение своеобразных, глубоко самобытных традиций с передовым опытом многообразной советской и прогрессивной мировой культуры определяют новое качественное лицо узбекской кинематографии, высокий уровень профессионального мастерства национальных художников. Для историков советского кино. См. также аннотацию к автореферату.

Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)