778.5
   Ф762


    Фомин, Валерий Иванович.
    Кино и традиция фольклора : автореферат дис. на соискание ученой степ. д-ра искусствоведения по спец. 17.00.03. - Киноискусство. Телевидение / В.И. Фомин ; Рос. ин-т искусств (СПб.); Рос. ин-т искусствознания. - (на правах рукописи). - СПб. - М. : СПб. гос. Академия театр. искусства - НИИ киноискусства, 1993. - 50 с. - публ. по теме: с.48-49.
Диссертации в научном фонде библиотеки ВГИКа нет. Есть монография: "Правда сказки: кино и традиции фольклора" (М., 2001; 2012, доп.). Автореферат в 2-х экземплярах с разными исходными данными, но БО - общее.
УДК
Рубрики: Кино и литература
   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой теоретическому обобщению реального художественного опыта отечественного кино, накопленного в сфере освоения традиций народной художественной культуры. В качестве конкретного материала исследования выбран обширный массив фильмов отечественного кино, представляющих наибольший интерес в плане взаимодействия с опытом фольклора за период 60-80-х гг. в жанре фольклорного эпоса, сказки и притчи; вскрыты специфические особенности освоения фольклорного наследия в отечественном кино. В работе предпринята попытка систематизации и обобщения опыта самых разных искусствоведческих дисциплин в исследовании феномена фольклоризма в литературе, музыке, изобразительном искусстве и т. д. В научный оборот киноведения вводится целый комплекс идей, оценок, подходов, выработанных в смежных дисциплинах. Работа важна как в теории кино, так и в практическом курсе истории отечественного кино. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний и библиографии. Во введении обосновывается обращение к теме, дан обзор литературы, формируются цели и задачи исследования. Первая глава - "Кино и фольклор. Постановка проблемы" - посвящена общими методологическим и теоретическим проблемам взаимодействия профессионального искусства и фольклорной культуры. В последующих главах анализ этих проблем осуществляется на более конкретном материале и каждая глава посвящается определённому фольклорному жанру - эпосу, сказке и притче. Вторая глава - "Эпос в фольклоре и на экране" - рассматриваются проблемы воплощения образов и мотивов народного эпоса. Третья глава - "Сказка и сказочность" - рассматривает основные проблемы, связанные с воплощением на экране, пожалуй, самого любимого и популярного фольклорного жанра - сказки (детская, "серьезная", гипертрофированно условная сказка, проблема характеров). В четвертой главе - "На пути к притче" рассматриваются проблемы, связанные с освоением сравнительно нового для отечественного кино жанра притчи (обращение к жанру, открытость и замаскированность жанра; фильмы В Шукшина). В заключении подводятся итоги исследования, дается вывод о важности освоения опыта народной культуры для молодого экранного искусства. Своеобразная и во многих отношениях неповторимая система фольклорного художественного мышления оказала и продолжает оказывать мощное, нарастающее воздействие на практику отечественного кино. Для кинематографистов.


Доп.точки доступа:
Рос. ин-т искусств; Рос. ин-т искусствознания
Экземпляры всего: 2
ЧЗ (2)
Свободны: ЧЗ (2)