Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 778.5.04.072:8.01/Н 58-656707104
Автор(ы) : Нехорошев Л.
Заглавие : Проблема сюжета в советском киноискусстве : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения
Выходные данные : М: Мысль, 1966
Колич.характеристики :16 с.
Коллективы : Акад. обществ. наук при ЦК КПСС
Примечания : Публ. по теме: с.16. - Диссертации в научном фонде библиотеки ВГИКа нет.Есть монография "Течение фильма: О кинематографическом сюжете", М., 1971.
УДК : 778.5.04.072:8.011-2 + 778.5.04с + 778.5.001(043)
Предметные рубрики: Тема, идея, сюжет и композиция сценария-- Образ-- Характер
Художественно-игровое кино СССР и России --СССР --Российская Федерация
Авторефераты
Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, в которой автор пытается выяснить специфические законы сюжетосложения в киноискусстве, общие для всех его художественных видов и жанров. Автор подчеркивает, что предмет исследования - сюжет фильма, а не сюжет сценария, поскольку меньше занимаются законами сюжетного построения основного и конечного продукта кинематографического производства - фильма. Работа состоит из трех глав. Глава 1. - "Художественная идея и сюжет произведения искусства" - прослеживает процесс: художественная идея - образ - сюжет. "Сюжет - это и есть движение образа. его история". Совокупность же взаимосвязанных событий, их чередование составляют сюжетную схему или фабулу вещи. Сюжет выражается в произведении искусства непосредственно в материале данного вида: в литературе словом, в кинематографе - искусстве синтетическом - материал многообразен: слово, движущееся изображение, шумы, музыка. Другой элемент формы -композиция, в кино - монтаж. Если сюжет - это история образа, его динамика, то композиция организует сюжет. Композиция - это соотношение целого и частей произведения, их сопоставление. Единство содержания и формы. Глава 2. - "Специфические особенности киносюжета" в специфике кинематографа как искусства движущегося изображения. Существует три вида внешнего кинематографического движения: внутрикадровое, камеры (изменение композиции кадра) и движение времени (протяженность кадра). Далее звук, слово, музыка, шумы, закадровый голос героя, монтаж. В способности одновременного сочетания разных выразительных рядов заключается еще одна специфическая черта киноискусства - его синтетическая природа. Сюжет фильма, как внутренняя форма, состоит из действий, раскрываемых различными видами кинематографического движения, отсюда и разный характер действий. Многослойность, многоплановость сюжета - еще одна специфическая его черта, определяемая синтетической природой искусства. Глава 3. - "Способы построения сюжета в киноискусстве" - сюжет фильма состоит из действий, имеющих разный характер: драматическое действие (единство сюжета - конфликт): повествовательное действие (эпичность), лирическое действие. Сюжет конкретного произведения может состоять из однохарактерных действий, но чаще они в сочетании с преобладанием какого-либо вида (анализируется ряд фильмов). Природа кинематографического сюжета всеобъемлюща, как и природа сюжета литературного. Фильм может быть построен на сочетании всех видов действия для выражения многосложной художественной идеи : "Летят журавли", "Баллада о солдате", "Иваново детство", "Поэма о море", а в зарубежных - в картинах Феллини. Киноискусство сильно тем, что в нем могут существовать разные способы сюжетных построений. В этом - своеобразие современного этапа развития кино, залог полноты его отражения в нем жизни и его активного воздействия на зрителя. Для киноведов, кинодраматургов, преподавателей кинодраматургии.
Экземпляры :ЧЗ(1)
Свободны : ЧЗ(1)

Доп.точки доступа:
Акад. обществ. наук при ЦК КПСС