Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 778.5/Д131
Автор(ы) : Давиденко, Дмитрий Анатольевич
Заглавие : Человек и действительность в отечественном кинематографе 70-х годов : Автореферат дис. на соискание учен. степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03 - Кино-, теле- и другие экранные искусства
Выходные данные : М.: ВГИК им. С. А. Герасимова, 2004
Колич.характеристики :22 с.
Коллективы : НИИ Киноискусства
Примечания : Публ. по теме: с.22.
Цена : Б. ц., Б. ц.,
УДК : 778.5с(09) "1970-80" + 778.5с(09) "80-90" + 778.5.04.072.094 + 778.5.041с + 778.5.01.067.2 + 778.5.044с + 778.5.044с "1941-45" + 778.5.001(021)
Аннотация: Автореферат представляет краткое содержание диссертации, посвящённой отражению в отечественном киноискусстве 1970-х годов взаимоотношений советского человека с обществом, государством, историческим прошлым и настоящим своей страны. Актуальность темы обусловлена поиском современным киноведением новых подходов в осмыслении истории отечественного киноискусства, подвергавшейся серьёзным искажениям в советский период. Особый интерес представляет кинематограф второй половины 20 века, в частности семидесятые годы, их преемственные связи с шестидесятыми, а также зарождение тенденций, которые проявляются на современном этапе становления нашего кино. Научная новизна - диссертанта интересует феномен преодоления художником идеологического заказа в качестве составляющей творческого поиска, а значит, и в качестве содержательного момента на примере творчества таких режиссёров, как А. Тарковский, В. Шукшин, А. Кончаловский, Г. Панфилов, А. Герман, К. Муратова, В. Абдрашитов и др. Материалом исследования стали наиболее значимые фильмы 70-х гг. различных жанрово-тематических групп (фильмы производственной темы, о Великой Отечественной войне, экранизации литературной классики и др.). Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и фильмографии. В первой главе, в которой рассматривается производственная тема, автор исследует, как меняется интонация производственного фильма, как назревает конфликт между идеологической схемой и реалиями жизни: от "Большой семьи (1954), "Твоего современника" (1968) и пр. до саморазоблачительной "Премии" (1974) и заката рабочей темы с образами самоизживания системы: "Листопад" (1968), "Прошу слова" (1975), "Сибириада" (1981). Во второй главе говорится о разных формах конфликтных взаимоотношений героя со средой его существования: "Три дня Виктора Чернышова" (1968), "Иванов катер" (1972), "Здравствуй и прощай (1972), "Калина красная" , "Афоня" (1975), "Охота на лис" (1980), "Познавая белый свет" (1978) и др. Наконец, отражение в фильмах драмы нереализованных возможностей человека: "Жил певчий дрозд" (1971), "Осенний марафон" (1979), "Полеты во сне и наяву" (1982), "Тема" (1979), "Прад планет" (1984) и др. В этой же главе диссертант рассматривает проблему обращения советского кинематографа к ценностям религиозного сознания, анализируя творчество А.Тарковского и Т. Абуладзе. В третьей главе "История на экране..." анализируются отдельные фильмы - экранизации (А.П. Чехов) и "Несколько дней из жизни Обломова" (1980), а также анализ фильмов военной тематики "Освобождение" (1968-1971), "Фронт без флангов" (1974), но наибольшее внимание уделено фильмам, где война становится нравственным испытанием для индивида: "Проверка на дорогах" (1971), "20 дней без войны" (1976), "Восхождение" (1976). Автор приходит к выводу, что в конце исследуемого периода обозначилось крушение традиционного миросозерцания героя советского кино и угадывается переход в новое, качественно иное состояние. В заключении показано, что после недолгой "оттепели" киноискусство оказалось в жестком идеологическом контроле, но внутри кинопроцесса созревали механизмы сопротивления изжившей себя системе. Тем не менее, кинематограф 70-х содержал в себе и огромный запас человечности, позволяющей видеть духовную перспективу и сохранение верности простым, но фундаментальным человеческим ценностям.
Экземпляры : всего : ЧЗ(2)
Свободны : ЧЗ(2)

Доп.точки доступа:
Власов, канд. искусствовед., проф., М. П. \научный рук.:.\; НИИ Киноискусства