Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 778.5.01/У804
Автор(ы) : Утилов, Владимир Александрович
Заглавие : Цивилизационные модели в кинематографе Западной Европы и США (1914-1984) : Дис. на соискание ученой степ. доктора искусствоведения по спец. 17.00.03. Киноискусство и телевидение . -(на правах рукописи)
Выходные данные : М.: ВГИК им. С. А. Герасимова, 1999
Колич.характеристики :262 с.
Примечания : Библиогр.: с.241-253. Фильмогр.: с.254-262.
УДК : 778.5.01 + 778.5.01.067.2 + 778.5И(09) + 778.5.001(021)
Предметные рубрики: Теория киноискусства-- Общие закономерности развития киноискусства.-- Специфика кино
Социология кино-- Кино и общество-- Кино и зритель
История зарубежного кино
Диссертация
Аннотация: Диссертация посвящена осмыслению морально-нравственных дилемм века и тому насколько они отражены в мировом кинопроцессе в творчестве выдающихся мастеров киноискусства в их понимании смысла истории и жизни отдельного человека. Предпринято исследование рассмотреть историю XX века на материале фильмов, в которых сделана попытка выразить: смысл и логику истории человечества или её отдельных периодов, модели цивилизации, которые выдвигались в восприятии общества и отдельного человека; эволюция системы нравственных ценностей общества и личности. Опираясь на исследования киноведческой теоретической мысли, диссертант не мог не обратиться к концепциям философ, социологов, психологов и культурологов, которые разрабатывали проблемы, связанные с развитием современной цивилизации, а также обращается на общие положения христианского учения и современного богословия, которые позволяют развернуть христианское видение смысла истории и духовного развития человека. Объектом исследования являются основные модели общественного устройства и взаимоотношений личности и общества - какими они представлены в произведениях западноевропейского и американского кино. Предмет изучения определяется специфическим характером диссертации, в которой судьбоносные для европейской цивилизации события XX века должны быть увидены через их образное отражение в киноискусстве, а анализ кинематографических произведений в ряде случаев требует применения понятийного аппарата философии истории, этики, психологии и даже богословия. Научная новизна определяется авторским пониманием истории киноискусства как истории отражения социальных и нравственных перемен в рамках развития современной цивилизации с одной стороны, и, с другой - как ключа к пониманию логики и смысла исторических изменений в XX веке. Такая попытка предпринимается в киноведении впервые. Особенность диссертации состоит также и в том, что впервые сделана попытка рассмотреть мир, историю и кинематограф XX с обще-эстетических позиций и в философско-историческом ракурсе с учетом христианского мировосприятия. Научная значимость работы определяется тем, что, анализируя параллельно наиболее характерные эстетические модели цивилизации в произведениях западного кинематографа, исследователь получает благодаря этому методу объемный образ эпохи в её противоречиях, в её динамике, в контексте её связи с корневым процессом перемен в понимании мира, места в нем человека и его исторического назначения. Настоящая работа дает новые подходы как в теории киноведения, так и в практическом смысле в обновлении курса "Истории зарубежного кино", а также лягут в основу спецсеминара "Кинематограф и философия истории". Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. Прилагаются библиография и фильмография. См. также аннотацию к автореферату. Для кинематографистов, культурологов.
Экземпляры :ЧЗ(1)
Свободны : ЧЗ(1)

Доп.точки доступа:
Громов, Е. С. \конс.\; Гриффит , Дэвид Уорк (1875-1948), амер. кинореж. (1875 - 1947) \о нем\; Чаплин, Чарлз Спенсер (1889-1977), амер. (англ.) к/актёр, реж., сц., продюсер (1889 - 1977) \о нем\; Бергман, Ингмар (1918-2007), швед. кинореж. \о нем\; Антониони, Микеланджело (1912-2007), ит. реж. \о нем\; Феллини, Федерико (1920-1993), ит. кинореж. \о нем\; Висконти, Лукино (1906-1976), ит. кинореж., сц. \о нем\; Годар, Жан-Люк (р.1930), фр.-швейц. кинореж., сц. \о нем\; Капра, Фрэнк (1897-1991), амер. реж., сц., прод. \о нем\; Шаброль, Клод (1930-2010), фр кинореж. \о нем\; Скорсезе, Мартин (1942), амер. кинореж. \о нем\; Казан, Элиа (1909-2003), амер. реж. театра и кино \о нем\; Андерсон, Линдсей (1923-1994), брит. реж. \о нем\; Клер, Рене (1898-1981), фр. к/реж., раб. в 40-е в США \о нем\; Рид, Кэрол (1906-1976), брит. кинореж. \о нем\; Карне, Марсель (1906-1996), фр. кинореж., классик \о нем\; Трюффо, Франсуа (1932-1984), фр. кинореж. "Нов. волна" \о нем\; Кубрик, Стэнли (1928-1999), амер. кинореж. \о нем\; Коппола, Фрэнсис Форд (1939), амер. кинореж. \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\