Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


Диссертации - результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
 Найдено в других БД:Электронный каталог библиотеки ВГИК (на русском языке) (13)Аналитическая роспись статей журналов по киноведению (1)Аналитическая роспись статей литературных и технических журналов (4)
Формат представления найденных документов:
полный информационныйкраткий
Поисковый запрос: (<.>A=Утилов, Владимир$<.>)
Общее количество найденных документов : 1
1.

Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 778.5.01/У 84
Автор(ы) : Утилов, Владимир Александрович
Заглавие : Цивилизационные модели в кинематографе Западной Европы и США (1914-1984) : автореферат дис. на соискание ученой степ. доктора искусствоведения по спец. 17.00.03. Киноискусство и телевидение . -(на правах рукописи)
Выходные данные : М.: ВГИК им. С. А. Герасимова, 1999
Колич.характеристики :41 с.
Коллективы : Моск. гос. ун-т культуры
Примечания : Публ. по теме: с.40-41. Прим. в сносках.
УДК : 778.5.01 + 778.5И(09) + 778.5.001(043)
Предметные рубрики: Теория киноискусства-- Общие закономерности развития киноискусства.-- Специфика кино
История зарубежного кино
Авторефераты
Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, которая посвящена исследованию основных моделей общественного устройства и взаимоотношений личности и общества - какими они предложены в произведениях западноевропейского и американского кинематографа. Анализ этих произведений позволяет увидеть, как мастера киноискусства на протяжении многих лет объясняли причины и следствия, конфликты и комплексы, приводившие государства и нации и отдельного человека к решениям и поступкам, продиктовавшим апокалиптический "сюжет" XX столетия. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и фильмографии. Введение дает описание вопросов актуальности работы, цели и задачи, методы исследования, положения, выносимые на защиту; объяснение авторского ракурса рассматриваемой проблемы. Первая глава - "Между небом и землёй. Зов души и власть материи" посвящена фильмам, авторы которых рассматривают историю и действительность с позиций христианского мировосприятия, либо пытаются ниспровергнуть христианскую картину мироздания. (Гриффит "Нетерпимость", фильмы Чаплина, Феллини, Скорсезе "Последнее искушение Христа"). Вторая глава - "Миражи "прометеевской личности": от "Калигари" к "Потерянному горизонту") проанализированы кинематографические модели "прекрасного нового мира", которые выдвигаются в 20-30- годы мастерами немецкого и американского кино ("Кабинет доктора Калигари", "Метрополис" и др., "Голубой ангел", "Варьете" и т. п.; Р. Клер и Ф. Капра). В третьей главе - "Двойник из подполья: послевоенный миф и биологизаторские модели цивилизации" - рассматривается стихийный процесс отчуждения личности от цивилизации, который начинается перед второй мировой войной с утраты доверия к традиционным критериям добра и зла (предвоенные фильмы М. Карне,, трилогия английского режиссёра К. Рида, "Мсье Верду" Ч. Чаплина, фильмы Э. Казана). Четвертая глава диссертации - "Уик-энд во время Апокалипсиса" - рассматривает этапные фильмы конца 50-х - 80-х гг., характеризующихся такими основополагающими тенденциями, как отказ от христианского мироощущения, разочарование в идеале социально- справедливого, прогрессивного общества пересмотр моральных ценностей, уничтожение духовных основ существующей цивилизации, отраженных в фильмах лучших мастеров мирового кино: Бергмана и Феллини, Антониони и Висконти, Годара и Копполы, Трюффо и Шаброль; формируется новое понятие бытия, новая концепция личности и новая эстетика (трагизм, безысходность, примирение со злом). Автор обращает внимание на использование притчи и жанра трагикомедии, , в рамках которого мир выглядит театром абсурда, экраном, на котором разыгрывается сюрреалистический бурлеск или эксцентрический фарс (трилогия английского режиссёра Л. Андерсона, С. Кубрик "Механический апельсин", Ф. Коппола "Апокалипсис сегодня"). В заключении автор подводит к утверждению, что кризис морально-этических ценностей и нравственного мировосприятия сыграл не менее, если не более важную роль в системном и многостороннем кризисе современной цивилизации, чем политические, экономические и даже военные катаклизмы. Рассмотрение ключевых фильмов западного кинематографа свидетельствует о нарастании кризиса нравственных ориентиров. Объективный анализ рассмотренных в работе картин показывает, что "первичным" в личности остается её нравственное начало, моральный стержень, и будущее человечества определяется не столько моделями общества, а сколько способностью личности сохранить свою нравственную идентичность под напором реалий, требующих от человека все большего компромисса. Для кинематографистов, культурологов. См. также аннотацию к диссертации.
Экземпляры :ЧЗ(1)
Свободны : ЧЗ(1)
Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)