Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


Диссертации - результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
 Найдено в других БД:Электронный каталог библиотеки ВГИК (на русском языке) (50)Аналитическая роспись статей журналов по киноведению (1)Аналитическая роспись статей литературных и технических журналов (1)
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>S=Научное и научно-популярное кино<.>)
Общее количество найденных документов : 18
Показаны документы с 1 по 18
1.
778.5
А58
778.5 / А58-


    Альтшулер , Борис Абрамович.
    Вопросы композиции и языка сценария научно-популярного фильма : дис.на соиск.уч.степени кандидата искусствовед.наук / Б. А. Альтшулер . - М., 1954. - 247 с. - Библиогр.: с. 240 - 245
Сценар.и монтажн.листы: с.245 - 246; Фильмы: с. 246 - 247
Приложение:
Автореферат. - М. : ВГИК, 1964. - 16 с.
ГРНТИ
УДК
Рубрики: Диссертация
   Кино

   Научное и научно-популярное кино

   Драматургия научно-популярного кино

Кл.слова (ненормированные):
сценарий -- КИНО -- ДИССЕРТАЦИЯ -- НАУЧНАЯ -- научно-популярный -- драматургия -- ФИЛЬМ

Свободных экз. нет
Найти похожие

2.
778.5
В19


    Васильков , Игорь Афанасьевич.
    Искусство кинопопуляризации (Эволюция, генезис новых форм, потенциалы) : дис.на соиск.уч. степени доктор наука искусствоведения / И.А. Васильков ; ВГИК. - М., 1985. - 361 с. - Библиогр.: с. 336 - 361
Приложение:
Автореферат. - М. : ВГИК, 1985. - 31 с.
ГРНТИ
УДК
Рубрики: Кино
   Диссертация

   Виды кино и фильмы специального назначения

   Научное и научно-популярное кино

Кл.слова (ненормированные):
КИНО -- КИНЕМАТОГРАФ -- НАУЧНАЯ -- научно-популярное -- кинопопуляризация -- экранная -- интерпретация -- ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ -- ДОКТОР НАУК


Доп.точки доступа:
ВГИК
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)
Найти похожие

3.
778.5
Г69


    Горностаева , Ольга Сергеевна.
    Развитие выразительных средств научного кино : дис.на соиск.уч.степени кандидата искусствоведения / О.С. Горностаева . - М., 1987. - 168 с. - Библиогр.: с. 156-168. -
ГРНТИ
УДК
Рубрики: Кино
   Диссертация

   Научное и научно-популярное кино

   Выразительные и изобразительные средства киноискусства--Крупный план--Монтаж как выразительное средство в кино

   Мультипликационное кино

Кл.слова (ненормированные):
КИНО -- КИНЕМАТОГРАФ -- НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ -- УЧЕБНЫЙ -- ФИЛЬМ -- ОБРАЗ -- повествование -- звуковое решение
Аннотация: Диссертация, помимо киноведческой проблематики, касается некоторых нерешенных эстетических и философских вопросов в теории научного кино. Методологической и теоретической основой исследования являются работы классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС. В данной работе будет сделана попытка рассмотреть не только характер изменений выразительных средств научного кино, но и причины этих изменений, анализируются конкретные изменения в различных элементах языка научного кино, выявляется особая роль мультипликационного изображения в арсенале его выразительных средств, специфические возможности мультипликации в создании многозначного художественного образа, включающего в свою структуру научную модель. Другим важным аспектом исследования развития выразительных средств научного кино является выяснение причин и следствий изменения формы повествования в научном фильме

Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)
Найти похожие

4.
778.5
Н19


    Назарьян Н.
    Эстетические проблемы научно-популярной кинематографии (новые тенденции развития) : дис.на соиск.уч.степени кандидата искусствоведения / ВГИК; Каф.киновед. - М., 1967. - 218 с. - Библиогр.: с. 208-218
Приложение:
Автореферат. - М., 1976. - 19 с.
ГРНТИ
УДК
Рубрики: Кино
   Диссертация

   Научное и научно-популярное кино

Кл.слова (ненормированные):
КИНО -- НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ

Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)
Найти похожие

5.
778.5 машинописный текст
С50


    Смирнов , Борис Алексеевич.
    Космическая тема в искусстве кинооператора : дис.на соиск.уч.степени кандидата искусствоведения / ВГИК; Каф.кинооперат.мастертва. - М., 1981. - 198 с. : фото. - Библиогр.: с. 145-156
Фильмогр.:с.157-167
Приложение:
Автореферат. - М., 1981. - 23 с.
ГРНТИ
УДК
Рубрики: Кино
   Диссертация

   Искусство оператора художественно-игрового кино

   Научное и научно-популярное кино

Кл.слова (ненормированные):
КИНЕМАТОГРАФ -- НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ -- КИНО -- КИНООПЕРАТОР -- космос
Аннотация: Основной задачей диссертации является анализ творческих проблем, с которыми сталкивается кинооператор, работа над фильмом, построенным на документальном материале космонавтики. Диссертация является первым комплексным исследованием проблем творчества кинооператора в космической тематике.

Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)
Найти похожие

6.
778.5 машинописный текст
Ч-18


    Чан Зуй Хинь
    Развитие научного кино Вьетнама : дис.на соиск.уч.степени кандидата искусствоведения. - М., 1988. - 159 с. - Библиогр.: с. 145-159
Приложение:
Автореферат. - М. : ВГИК, 1988. Шифр 778.5.001(043)
ГРНТИ
УДК
Рубрики: Кино
   Диссертация

   Научное и научно-популярное кино

   Зарубежное киноискусство--Вьетнамское кино--Вьетнам


Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)
Найти похожие

7.
778.5.05с:001
Т 769


    Трояновский, Виталий Антонович.
    Основные тенденции развития образной системы советского научно-популярного кино : дис. на соискание ученой степ. канд. искусствовед. по спец. 17.00.03. Киноискусство и телевидение / В. А. Трояновский ; научный рук.: д-р искусствоведения, проф. Р.Н. Юренев ; Госкино СССР. - (на правах рукописи). - М. : ВНИИ киноискусства, 1985. - 154 с. - Библиогр.: с.132-147. Фильмогр.: с.148-154. . -
УДК
Рубрики: Научное и научно-популярное кино
   Диссертация

Аннотация: Диссертация посвящена развитию образности в советском научно-популярном кино и задача настоящей работы состоит в том, чтобы доказать, что в любом научно-популярном фильме есть два неизбежно возникающих образа: образ науки и образ природы. Иначе говоря, в каждом фильме можно различить два тесно связанных между собой слоя: конкретную информацию и обобщённые представления о науке и природе. В работе утверждается новый взгляд на взаимосвязь кинопопуляризации и науковедения. Принципиально важный момент - любой фильм этого вида не может быть нейтральным в науковедческом смысле. Впервые даётся обоснование целостности как специфического свойства научно-популярного фильма, выделяющего его из других видов научного кино и эта целостность определяется образной системой. В работе уточняются основные теоретические положения о соотношении науки и искусства, объективного и авторского начал в рамках кинопопуляризации, объясняется появление новых форм и жанров, раскрывается перспектива повышения социальной значимости и социальной активности научно-популярного кино. Диссертация обобщает результаты наиболее интересных поисков по усилению воспитательного воздействия научно-популярного кино, ставится вопрос об экологической и науковедческой ответственности кинопопуляризаторов. Диссертация состоит из введения, двух глав (1. Образы науки и природы в традиционном научно-популярном фильме; 2. Образная система современного научно-популярного кино), заключения, библиографии и фильмографии. Научные выводы исследования могут быть полезны при теоретических разработках кинопроцесса, а также в практическом курсе Истории советского научно-популярного кино в учебных пособиях и методических рекомендациях для работников кинопроката в деле пропаганды научно-популярного кино.


Доп.точки доступа:
Юренев , д-р искусствоведения, проф. Р.Н. \научный рук.:.\; Долин, Борис Генрихович (1903-1976), сов. кинореж. н-п. кино, сц.,осн. н-п. жанра \о нем\; Згуриди, Александр Михайлович (1904-1998), сов. к/реж науч.-поп. кино \о нем\; Маран, Рейн Титович (1931), сов. киноопер., реж. н-п. кино \о нем\; Соболев, Феликс Михайлов. (1931-1984), сов. кинореж. документ кино \о нем\; Госкино СССР; \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\ \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)
Найти похожие

8.
   778.5.05с:001
   Т769


    Трояновский, Виталий Антонович.
    Основные тенденции развития образной системы советского научно-популярного кино : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствовед. по спец. 17.00.03. Киноискусство и телевидение / В. А. Трояновский ; Госкино СССР, Ин-т искусствовед.,, этнографии и фольклора им. М. Рыльского. - (на правах рукописи). - М. : ВНИИК, 1985. - 30 с. - публ. по теме: с.29-30. -
УДК
Рубрики: Научное и научно-популярное кино
   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой исследованию образной системы советского научно-популярного кино. Задача работы - найти основу, которая объединяет научно-популярные фильмы независимо от темы и создателей, отыскать звено, связывающее внутреннюю и внешнюю стороны кинопроцесса, его содержательные и формальные аспекты. По мнению автора, этим звеном является образная система научно-популярного кино. Цель работы - доказать, что в каждом научно-популярном фильме есть два неизбежно возникающих образа: образ науки и образ природы и необходимо теоретически обосновать "двухслойность" научно популярного фильма как его родовое свойство. Смысл понятия "образ" в данном случае специфический - подразумевается совокупность не имеющая теоретической формы и часто даже не осознаваемых представлений о науке и природе в целом, характерных для кинопопуляризаторов. Такое сочетание образов науки и природы автор предлагает называть "образной системой" научно-популярного кино, в отличие от принятой трактовки как синонима стиля. Данная работа ограничивается рассмотрением фильмов по естествознанию, хотя значительная часть фильмов находится в промежуточном состоянии, отдавая дань и старому, и новому, оставляя в стороне искусствоведческие и фильмы по общественным наукам, находящиеся в стадии становления. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и фильмографии. Научные выводы могут быть использованы как в теоретических изысканиях, так и в практическом курсе Истории научно-популярного кино. См. также аннотацию к диссертации.


Доп.точки доступа:
Юренев , д-р искусствоведения, проф. Р.Н. \научный рук.:.\; Госкино СССРИн-т искусствовед.,, этнографии и фольклора им. М. Рыльского
Экземпляры всего: 2
ЧЗ (2)
Свободны: ЧЗ (2)
Найти похожие

9.
778.5.05:001
Г 69


    Горностаева , Ольга Сергеевна.
    Развитие выразительных средств научного кино : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03 - Киноискусство и телевидение / О. С. Горностаева ; научные рук.: А. М. Згуриди, н. а. СССР, проф.; А.В. Новиков, д-р философ. н. ; ВНИИ киноискусства. - (на правах рукописи). - М. : ВГИК им. С. А. Герасимова, 1987. - 23 с. - Публ. по теме: с.23. -
УДК
Рубрики: Научное и научно-популярное кино
   Выразительные и изобразительные средства киноискусства--Крупный план, монтаж как выразительные средства в кино--Язык кино.

   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой исследованию выразительных средств научного кино во всех его видах: научно-популярном, технико-пропагандистском, учебном и научно-исследовательском, а также анализу закономерностей, вызывающих заметные изменения в изобразительном и звуковом решении современных научных фильмов и их драматургической конструкции. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и фильмографии. Во введении обосновывается актуальность и практическая значимость избранной темы, указываются цели и задачи исследования, дается общий обзор литературы по предмету изучения. В первой главе - "Художественный образ в современном научном фильме и научная модель" - исследуется, какими выразительными средствами кино передается научная информация в научных фильмах последних лет; выявляются изменения в языке кино и в самом научном языке, выясняется новое отношение между научной моделью и художественным образом научного фильма. Во второй главе - "Эволюция функций научного кино" - рассматриваются проблемы и изменения самого стиля повествования в научных фильмах, анализируется процесс усложнения повествовательной конструкции во всех подвидах научного кино и появление нового выразительного средства - драматургии, выясняются закономерности возникновения фабульного сюжета и расширение, в соответствии с этим, социальных функций фильма ("Образ автора" и сюжетные формы повествования в научном фильме" и "Тип повествования и новый стиль мышления"). В заключении подводятся итоги и формулируются выводы исследования. Язык современной науки в переводе на образный язык экрана успешно решается методом мультипликационного изображения, его коммуникативными и эстетическими возможностями. Не протокольная фиксация, а творческое осмысление действительности, создание глубокого многозначного кадра, кадра - образа, - характеризует сегодня генеральное направление в работе операторов научного кино. Звуковая партитура и её связь с изображением, использование драматургически выраженного фабульного сюжета и новые выразительные возможности делают научное кино привлекательным для массового сознания и значительно расширяют его социальные функции в обществе. См. также аннотацию к диссертации.


Доп.точки доступа:
Згуриди, н. а. СССР, проф.; А.В. Новиков, д-р философ. н. , Александр Михайлович \научные рук.:.\; ВНИИ киноискусства
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)
Найти похожие

10.
778.5.05:001
В 193


    Васильков, И.
    Идейно-тематическая концепция и ее воплощение в искусстве кинопопуляризации : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения / И. Васильков ; Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. - (на правах рукописи). - М. : ВГИК, 1973. - 29 с. - Публ. по теме в конце изд. -
УДК
Рубрики: Научное и научно-популярное кино
   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой идейно-тематической концепции и её воплощению в искусстве кинопопуляризации, основанной на нескольких творческих этапах: изучение темы, углублённое изучение в рамках темы к сценарию и определению содержания и формы для воссоздания выбранной темы на экране. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и фильмографии анализируемых фильмов. В первой главе "Наука и кинопопуляризатор" рассматривается общественная функция в эпоху НТР, её влияние на содержание и форму популярных кинопроизведений. Во второй главе обобщаются результаты исследования, посвящённого взаимовлиянию содержания и формы в искусстве кинопопуляризации. В третьей главе -"Единство и противоречия" - частные проблемы содержания и формы, их единство и противоречия рассматриваются в сопоставлении с наиболее типичными примерами из творческой практики. В четвертой главе "Традиции и новаторство" прослеживаются общие закономерности, присущие развитию современного искусства кинопопуляризации, анализируются некоторые стороны общей проблемы традиций и новаторства, в связи с новым научным содержанием, порождающих постоянный поиск новых средств его выражения. В заключении - краткий итог изложенных проблем (творческие поиски, освоение нового научного содержания, перспективы развития жанров). Для работающих в сфере кинопопуляризации. См. также аннотацию к диссертации.


Доп.точки доступа:
Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР
Экземпляры всего: 2
ЧЗ (2)
Свободны: ЧЗ (2)
Найти похожие

11.
   778.5И(Вьетнам.)
   Н37


    Чан, Зуй Хинь.
    Развитие научного кино Вьетнама : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03 - Киноискусство и телевидение / З.Х. Чан ; научные рук.: Б. А. Альтшулер, канд. искусствовед., проф., О.С. Горностаева, канд. искусствовед. ; ВНИИ киноискусства Госкино СССР. - (на правах рукописи). - М. : ВГИК им. С. А. Герасимова, 1988. - 25 с. - Публ. по теме, фильмогр. авт. дис.: с.24-25. -
УДК
Рубрики: Зарубежное киноискусство--Вьетнам
   Научное и научно-популярное кино

   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой исследованию истории, становлению и развитию научного вьетнамского кинематографа и его современным проблемам. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и фильмографии. Во введении изложены актуальность, методология, исторические условия возникновения, недостатки научного кино и пути их преодоления для успешного развития этого вида вьетнамского киноискусства. Первая глава - "Зарождение вьетнамского кинематографа" - это краткий анализ предыстории национальной вьетнамской кинематографии. Вторая глава - "Этапы становления научного кинематографа СРВ" - посвящена истории вьетнамского научного кино (предпосылки (1953-1963), зарождение и развитие (1964-1975), третий - 1976- до начала 1980-х гг. - поиски и эксперименты). Глава третья - "Киноискусство в системе национальной культуры и проблемы образности в научном кинематографе Вьетнама" - рассматривается современное состояние научного вьетнамского кино, его национальное своеобразие и средства выразительности на примере некоторых научных фильмов. В заключении акцентируется внимание на причинах, отрицательно влияющих на качество научного кино, на привлечении зрителя к новым знаниям и открытиям. См. также аннотацию к диссертации.


Доп.точки доступа:
Альтшулер, канд. искусствовед., проф., О.С. Горностаева, канд. искусствовед., Б.А. \научные рук.:.\; ВНИИ киноискусства Госкино СССР
Экземпляры всего: 2
ЧЗ (2)
Свободны: ЧЗ (2)
Найти похожие

12.
778.5.05:001
Н 19


    Назарьян, Н.
    Эстетические проблемы научно-популярной кинематографии (новые тенденции развития) : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения / Н. Назарьян ; научный рук.: В. Н. Ждан, канд. искусствовед., доцент. - (на правах рукописи). - М. : ВГИК, 1967. - 19 с. - Публ. по теме: с.19. -
УДК
Рубрики: Научное и научно-популярное кино
   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой исследованию сущности научно-художественного синтеза как высшего эстетического принципа научно-популярной кинематографии и выявлению новых тенденций её развития. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Основное содержание раскрывается в трех главах. Глава первая - "Союз науки и искусства" ("Принципы научной популяризации средствами кино", "О понятии и образе", "Иллюстративность - враг научно-популярного кино"). Вторая глава - "Искусство научной популяризации как выражение научно-художественного синтеза" ("Расширение сферы эстетического", "Предмет научно-популярного фильма", "Методы воплощения научного содержания", "Художественно-образные средства"). Третья глава "Поиски новых средств художественной выразительности" ("Обогащение языка научно-популярного фильма", "Образ человека в научно-популярном кино"). В заключении - итоги и о развитии новых тенденций в научно-популярном кино. См. также аннотацию к диссертации.


Доп.точки доступа:
Ждан, канд. искусствовед., доцент, В.Н. \научный рук.: .\
Экземпляры всего: 2
ЧЗ (2)
Свободны: ЧЗ (2)
Найти похожие

13.
778.5.05:001
Б 192


    Бакенбаева, Мерувет Сатывалдиевна.
    Проблема сотворчества в научно-популярном кино : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03 - Киноискусство и телевидение / М. С. Бакенбаева. - (на правах рукописи). - М. : ВГИК им. С. А. Герасимова, ВГИК-Дебют, 1991. - 24 с. - Публ. по теме: с.7. - (в пап. (см. дис.)) : Б. ц. р.
УДК
Рубрики: Научное и научно-популярное кино
   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой исследованию проблемы сотворчества в научно-популярном кино. Работа состоит из введения, двух глава, заключения, библиографии и фильмографии, - последние две отсутствуют в печатном варианте данного экземпляра. Во введении обосновывается выбор темы, актуальность, проблематика, определяются цели и задачи исследования, его научная новизна и практическая значимость, дается краткий обзор литературы. В первой главе - "Сотворчество авторов фильма" - рассматривается творческая деятельность кинематографистов в процессе создания фильма, анализируется работа режиссера, сценариста, редактора, оператора, звукооператора, выявляется степень их творчества в реализации авторского замысла (творчество режиссера научного кино, творческий замысел и научный материал, коллективное сотворчество). Во второй главе - "Сотворчество зрителей в процессе киновосприятия" - предметом анализа явилось киновосприятие зрителей в его комплексном изучении (социологический аспект зрительского восприятия, социально-психологический аспект киновосприятия, проблема понимания фильма зрителем). В заключении подводятся итоги исследования и формулируются выводы, касающиеся возможностей дальнейшей разработки поставленной проблематики. См. также аннотацию к диссертации.

Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)
Найти похожие

14.
778.5.05:001
Б 192


    Бакенбаева, Мерувет Сатывалдиевна.
    Проблема сотворчества в научно-популярном кино : дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03 - киноискусство и телевидение / М. С. Бакенбаева ; научные рук.: А. В. Новиков, д-р философ. н., А.М. Згуриди, н. а. СССР. - М. : ВГИК им. С. А. Герасимова, 1991. - 128 с. - Библиогр. в сносках .Списки библиогр. и фильмогр. отсутствуют. - (в пап. + автореферат)
УДК
Рубрики: Научное и научно-популярное кино
   Социология кино--Кино и общество--Кино и зритель

   Диссертация

Аннотация: Диссертация посвящена исследованию проблемы сотворчества в современном научно-популярном кино. Творчество авторов, аккумулированное в фильме, рождает в зрителе ответный творческий импульс. Соавторы всем строем своего произведения ведут зрителя за собой, за своей мыслью, и чем более мастерски сделана картина, чем более она продумана и выверена, тем точнее понимает создателей зритель. Цель работы - в изучении специфики кинематографического сотворчества в условиях создания научно-популярного фильма и их воздействия на зрителя. Задачи: уточнить содержание профессионализма режиссёра, проанализировать творческие аспекты режиссуры научного кино, определить роль научного экрана в духовной жизни общества, проследить процесс формирования творческого замысла на разных этапах создания фильма, выявит особенности коллективного сотворчества, осмыслить с позиции сотворчества проблему зрительского восприятия. Научная новизна - это первый опыт комплексного исследования творческого процесса в научном кино; выявлено своеобразие профессиональных качеств режиссера в научном кино; впервые процесс сотворчества рассмотрен в качестве динамической целостности: авторы - фильм - зритель; впервые на основе сравнительного анализа сценариев, структуры фильма, авторских комментариев прослежен процесс развития творческого замысла; показана роль коллективного сотворчества, проанализировано зрительское восприятие на основе данных социологии, психологии и киноведения. Практическая ценность работы: результаты исследования могут использоваться как при создании научно-популярных фильмов, так и процессе преподавания режиссуры научно-популярного кино и подготовки семинаров для других специальностей в этой области. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (220 наименований) и фильмографии. См. также аннотацию к автореферату.


Доп.точки доступа:
Новиков, д-р философ. н., А.М. Згуриди, н. а. СССР, А.В. \научные рук.:.\
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)
Найти похожие

15.
778.5.05:001
П 474


    Познин, Виталий Федорович.
    Выразительные средства современного научно-познавательного фильма : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03 - Киноискусство и телевидение / В. Ф. Познин ; научный рук.: Я. К. Маркулан, д-р искусствовед., проф. ; Ин-т искусствовед.,, этнографии и фольклора им. М. Рыльского АН УССР. - (на правах рукописи). - Л. : Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии, 1982. - 15 с. - Публ. по теме в конце автореферата.
Диссертации в научном фонде библиотеки ВГИКа нет.
УДК
Рубрики: Научное и научно-популярное кино
   Выразительные и изобразительные средства киноискусства--Крупный план, монтаж как выразительные средства в кино--Язык кино.

   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой анализу природы экранной выразительности научно-познавательного фильма, систематизации наиболее плодотворных выразительных средств, открытых мастерами научного кино, осмыслению новых тенденций. Материалом исследования являются фильмы 70-х годов, созданные на киностудиях СССР и за рубежом, а также опыт автора, работавшего в научном кино в качестве сценариста, режиссёра и оператора. Работа состоит из введения, , трех частей (исторический, теоретический и практический аспекты), заключения. Во введении сделан обзор литературы по проблеме использования выразительных средств в научно-познавательном кино, перечислены вопросы для изучения, мотивированы актуальность и выбор темы. В 1-й главе: "Краткий очерк выразительных средств научно-познавательного кино. Определение научно-познавательного фильма" дается анализ средств экранной выразительности в каждом из трех основных периодов развития научно-познавательного кинематографа (просветительский, научно-популярный, научно-познавательный). От искусственного драматизирования - к драматургии мысли; доминирование документального метода; термины: "научно-популярное" - "научно-познавательное" (автор предпочитает второй). Глава 2. - "Соотношение логического и эмоционального в современном научно-познавательном фильме" - посвящена проблеме сосуществования и взаимовлияния научно-познавательной информации и эстетического начала в фильмах, рассказывающих о научном познании мира (информационная избыточность и дидактика, образно-философское осмысление научной темы, "открытая композиция" - документальная история или её имитация, эксперимент или социологическое исследование, полифония); выразительные средства как динамизация зрительского восприятия. В 3-й главе: "Специфика использования средств кинематографической выразительности в научно-познавательном фильме" обобщается опыт современного научного кино в области использования арсенала выразительных средств, рассматриваются наиболее продуктивные поиски создания понятий-образов, предлагается типология основных драматургических приемов и жанров научно-познавательного кино. Предложена типология жанров из практики научного кино: фильм-лекция, фильм-беседа, фильм-размышление, фильм-эссе, научно-публицистический фильм, биографический фильм, фильм-портрет и футурологический фильм. В диссертации обобщен опыт кинопопуляризации 70-х гг. по использованию выразительных средств для создания в пределах одного кадра или в результате монтажных столкновений образов-понятий (С. Эйзенштейн). Свои специфические приемы найдены в применении комбинированных съёмок, эстетики макроплана, специальных съёмок, в работе с иконографическим материалом. В диссертации систематизируются основные приемы выразительных средств научно-познавательного фильма. отмечаются наиболее плодотворные поиски и перспективы. В заключении подводятся итоги, прогнозируется дальнейшее развитие творческих поисков в освоении выразительных средств научно-познавательного кинематографа. Дается список работ автора по тем. Для киноведов, кинематографистов научно-популярного кинематографа.


Доп.точки доступа:
Маркулан, д-р искусствовед., проф., Я.К. \научный рук.:.\; Ин-т искусствовед.,, этнографии и фольклора им. М. Рыльского АН УССР
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)
Найти похожие

16.
778.5.03С
Д 935


    Дьяконов, Юрий Анатольевич.
    Тема трудового воспитания в советской экранной публицистике 60-80-х годов : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03 - Киноискусство и телевидение / Ю. А. Дьяконов ; научные рук.: И. А. Рачук, д-р искусствовед., проф., С.В. Дробашенко, д-р искусствовед., проф. ; ин-т искусствознания им. Хамзы (Ташкент). - (на правах рукописи). - М. : ВНИИ киноиск-ва Госкино СССР, 1987. - 16 с. - Публ. по теме: с.26.
Диссертации в научном фонде библиотеки ВГИКа нет.
УДК
Рубрики: Хроникально-документальное кино СССР и России
   Научное и научно-популярное кино

   Социология кино--Кино и общество--Кино и зритель

   Воспитательная роль киноискусства

   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой исследованию как реализованных, так и потенциальных возможностей экранной публицистики в формировании общественного мнения по актуальным проблемам трудового воспитания. Осуществлен ранее не проводившийся системный анализ комплекса проблем, связанных с разработкой средствами неигрового кино и телевидения темы трудового воспитания на протяжении десятилетий. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и фильмографии. Во введении обоснован выбор темы, её актуальность научная и практическая значимость. В 1-й главе - "Проблема комплексного подхода к разработке темы трудового воспитания средствами экранной публицистики" - исследуются возможности неигрового кино и телевидения по выявлению и социально-художественному анализу методов комплексного воздействия на юное поколение (экранная публицистика и первые уроки трудового воспитания, осмысление социальных ситуаций, связанных с вступлением молодого человека в трудовой коллектив, выявление средствами экранной публицистики органической связи трудового и патриотического воспитания). Вторая глава - "Возможности экранной публицистики в формировании активной жизненной позиции советского труженика" - посвящена анализу опыта неигрового кино и телевидения в разработке такой важной проблемы, как формирование активной жизненной позиции (привлечение общественного внимания к актуальным проблемам труда, трудовое воспитание на экранных примерах людей с характером и принципами). В заключении подводятся итоги, отмечаются недостатки в разработке темы трудового воспитания в экранных произведения кинопублицистики и предлагаются рекомендации и меры по совершенствованию разработки актуальных общественных тем. Для киноведов, историков неигрового кино, для работников идеологического и просветительского направления.


Доп.точки доступа:
Рачук, д-р искусствовед., проф., С.В. Дробашенко, д-р искусствовед., проф., И.А. \научные рук.:.\; ин-т искусствознания им. Хамзы (Ташкент)
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)
Найти похожие

17.
778.5.05:001
В 166


    Вальяно , Ираклий Маркович.
    Научно-популярное кино и актуальные общественно-политические проблемы современности : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03 - Киноискусство и телевидение / И. М. Вальяно ; научный рук.: С. И. Фрейлих, д-р искусствовед., проф. ; ВНИИ киноискусства Госкино СССР. - (на правах рукописи). - М. : Акад. общ. наук при ЦК КПСС, 1980. - 16 с. - Публ. по теме: с.16.
Диссертации в научном фонде библиотеки ВГИКа нет.
УДК
Рубрики: Научное и научно-популярное кино
   Социология кино--Кино и общество--Кино и зритель

   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой исследованию общественно-политических аспектов научно-популярного кино, его связи с мировоззренческими и идеологическими проблемами, выдвигаемыми современностью. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы, её разработанность; определены цели и задачи , методология исследования. В первой главе - "Особенности развития научно-популярного кино на современном этапе" - рассматриваются ведущие тенденции как отражение происходящих социально-политических процессов и развитие традиций, накопленных мастерами этого вида (научно-популярное кино во взаимодействии с другими видами кино и как часть единого кинопроцесса, освоение новых тем в области социальных отношений и философской науки на основе анализа конкретных фильмов, художественная выразительность и эстетическое своеобразие научно-популярного кино). Во второй главе - "Идеологические аспекты научно-популярных фильмов общественно-политической и социально-философской тематики" - на примере фильмов отечественного производства, социалистических стран и зарубежных прогрессивных, с одной стороны, и буржуазной кинопродукции, анализируются тематические направления, на которых сосредоточено внимание научно-популярного кинематографа в мире (пропаганда идей марксизма, социологический фильм, биологическое направление, экологическая тематика и борьба идей). Автор обращает также внимание на значение взаимодействия фильмов научно-популярного кино со зрителем, его роль в духовном развитии общества. В заключении даны выводы и практические рекомендации по совершенствованию использования научно-популярного кино в идеологической, воспитательной и образовательной работе. Для работников общественно-просветительской сферы, культурологов.


Доп.точки доступа:
Фрейлих, д-р искусствовед., проф., С.И. \научный рук.:.\; ВНИИ киноискусства Госкино СССР
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)
Найти похожие

18.
778.5.05:001
К 22


    Карева, Ирина Алексеевна.
    Научное творчество как предмет образного отражения в научно-популярном фильме : автореферат дис. ... / И. А. Карева ; научный рук.: Н. И. Слободян, канд. искусствовед. ; Ин-т искусствовед.,, этнографии и фольклора им. М. Рыльского АН УССР, ВНИИ киноискусства Госкино СССР. - (на правах рукописи). - Л. : Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова, 1981. - 19 с. - Публ. по теме: с.19.
Диссертации в научном фонде библиотеки ВГИКа нет.
УДК
Рубрики: Научное и научно-популярное кино
   Научно-популярные передачи

   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой исследованию взаимодействия научного и художественного познания в научно-популярном фильме как методологически важной особенности этого вида кинематографа. Конкретный объект анализа в работе - фильмы, в которых наука предстает как специфический вид деятельности, бесконечно эволюционирующая сфера познавательного творчества. Подобные произведения подчиняются общим для всех разновидностей научного кинематографа закономерностям и обладают рядом специфических признаков и свойств, существенно влияющих на его дальнейшее развитие. В диссертации рассматриваются произведения, созданные на Киевской студии научно-популярных фильмов и представляющие особый интерес в плане избранной тематики ("Они видят вновь", "Портрет хирурга Н. Грачева", Язык животных", "Думают ли животные?", "Николай Амосов", "Компьютер и загадка Леонардо", "Приближение к истине", "Решения, которые мы принимаем" и др. Материал диссертации и метод теоретического анализа определили ряд ключевых вопросов: характер и формы взаимодействия научно-познавательного и художественно-образного начала в научно-популярном фильме; эволюция особенностей его предмета в соотнесённости в целями и задачами этого вида кинематографа; диалектика взаимоотношений, диалектика взаимоотношения объекта и субъекта кинематографической деятельности в фильмах, посвящённых творчеству выдающихся представителей прошлого и современной науки; основные формы и принципы экранизации научного творчества, критерии подхода к личности ученого. Работа состоит из введения, двух глав, заключения. Во введении обоснован выбор темы, актуальность, теоретическая и практическая значимость. Глава 1. "Взаимодействие науки и искусства в сфере научно-популярного фильма" рассмотрены характер и формы этого взаимодействия. Во 2-й главе - "Концепция личности в современном научно-популярном фильме" рассмотрены особенности взаимодействия объекта и субъекта кинематографической деятельности (метод отображения личности ученого и его деятельности, продвигающие зрителя на пути познания научного творчества) В заключении - даны выводы о взаимовлиянии субъекта и объекта, о возрастании роли субъективного фактора, социальные преобразования и развитие научно-популярного фильма. Автореферат завершает список работ по теме. Для кинематографистов научно-популярного кино, киноведов.


Доп.точки доступа:
Слободян, канд. искусствовед., Н. И. \научный рук.:.\; Ин-т искусствовед.,, этнографии и фольклора им. М. Рыльского АН УССРВНИИ киноискусства Госкино СССР
Экземпляры всего: 2
ЧЗ (2)
Свободны: ЧЗ (2)
Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)