778.5 машинописный текст Г36 Георгиев , Румен Вытов. Творчество кинооператоров в исторических фильмах (на материале советско-болгарских постановок) : дис.на соиск.уч.степени кандидата искусствоведения / Р. В. Георгиев ; ВГИК ; ВГИК. - М., 1986. - 174 с. - Библиогр.: с. 162 - 169 Фильмогр.: 170- 173 Приложение: Автореферат. - М. : ВГИК, 1986. - 20 с. Шифр 778.5.001(043)
Диссертация Искусство оператора художественно-игрового кино Исторический, историко-революционный, военный фильм в советском художественно-игровом кино Зарубежное киноискусство--Болгарское кино Выразительные и изобразительные средства киноискусства--Крупный план--Монтаж как выразительное средство в кино Болгария Кл.слова (ненормированные): КИНО -- КИНЕМАТОГРАФ -- ФИЛЬМ -- ИСТОРИЧЕСКИЙ -- ОПЕРАТОР -- Болгария -- ОСВЕЩЕНИЕ, ЭКСПОНОМЕТРИЯ -- ЭКСПОНОМЕТРИЯ -- КИНООПЕРАТОР Аннотация: В качестве материала для исследования выбрали наиболее удавшиеся фильмы исторической тематики, потому что исторический жанр является наиболее подходящим для выводов по работе над киноизображением. В ходе исследования ясно просматривается плодотворность сотрудничества братских кинематографий - советской и болгарской. Основной целью настоящего исследования является анализ своеобразных, отличительных качеств деятельности оператора в игровом фильме. Научная новизна проведенной работы заключается в том, что теоретический анализ творческой деятельности оператора-постановщика в игровом историческом фильме проводится не по отдельным составляющим эту деятельности моментам: оптика, освещение, экспонометрия, дополнительные съемочные приспособления к камере и пр., а в рамках единого творческого процесса, который объединяет эти моменты в единую диалектическую связь драматургии с изобразительной формой Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1) Свободны: ЧЗ (1) |
778.5 Д46 Димитрова , Искра. Эволюция современной темы в болгарских художественных фильмах (1965-1973) : дис.на соиск.уч.степени кандидата искусствоведения / И. Димитрова . - М., 1974. - 178 с. - Библиогр.: с. 167 - 178 Фильмогр.:с.161-166 Приложение: Автореферат . - М. : ВГИК, 1975. - 19 с.
Кино История зарубежного кино Болгарское кино Болгария Кл.слова (ненормированные): КИНО -- КИНЕМАТОГРАФ -- 1960-Е ГГ. -- 1970-Е ГГ. -- ФИЛЬМ -- СОВРЕМЕННИК Аннотация: Объектом данного исследования является развитие современной темы в болгарском кино и поставлена задача анализировать основные направления и творческие поиски, связанных с ее реализацией в художественных фильмах. Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1) Свободны: ЧЗ (1) |
792.8.01 Д46 Димова , Стефка Панчева. Жанровая специфика серийного телевизионного фильма : дис.на соис.уч.степени кандидата искусствоведения / С. П. Димова . - М., 1982. - 208 с. - Библиогр.: с. 194 - 208 Приложение: Автореферат. - М. : ВГИК, 1982. - 24 с.
Диссертация Теоретические вопросы телевидения--Общие вопросы--Специфика телевидения Зарубежное телевидение Болгария Кл.слова (ненормированные): ТВ -- ТЕЛЕВИДЕНИЕ -- ФИЛЬМ -- ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ -- жанр Аннотация: Диссертация рассматривает вопросы жанровой специфики серийного телефильма, базируясь на практике болгарского телевидения, а так же на других иностранных лентах Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1) Свободны: ЧЗ (1) |
778.5 К12 Кабаиванов Димитър Иванов, Димитър Иванов. Творческие проблемы документального кино Болгарии : дис.на соиск.уч.степени кандидата искусствоведения / Д.И. Кабаиванов Димитър Иванов; ВГИК ; ВГИК. - М., 1984. - 158 с. - Библиогр.: с. 157-158 Фильмогр.:с.148-156 Приложение: Автореферат. - М., 1985. - 24 с.
Кино Социология кино Хроникально-документальное кино зарубежных стран--Болгария Болгарское кино Болгария--история кино Кл.слова (ненормированные): КИНЕМАТОГРАФ -- КИНО -- КИНЕМАТОГРАФ, КИНО -- ХРОНИКО-ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО -- ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ -- БОЛГАРИЯ -- Болгарская народная республика Аннотация: Данная диссертационная работа пытается рассмотреть и исследовать процесс развития болгарской кинодокументалистики на современном этапе, ступени, которые это развития проходит и разные направления, здесь существующие. Социально-культурный феномен, называемый болгарским документальным кино, рассматривается в представленной работе не только с позиций классического эстетико-киноведческого анализа, но и с позиций социологии кино. Автор включается в свою работу теоретические главы не только о документальном кино как таковом, а о социологии искусства вообще и о средствах массовой коммуникации. Исследование сделано на основе развития болгарской документальной школы. Работа рассматривает неоднозначность общения документального кинематографа со средой - изменение задач и формулы кинодокументалистики, параметры новой модели документального кино. Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1) Свободны: ЧЗ (1) |
778.5И(Болг.) Е 72 Ермаш, Наталья Филипповна. Основные идейно-творческие тенденции развития болгарского киноискусства : дис. на соискание ученой степ. канд. искусствовед. по спец. 17.00.03. -Киноискусство и телевидение / Н. Ф. Ермаш ; научный рук.: В. Е. Баскаков, д-р искусствовед. - (на правах рукописи). - М. : ВНИИ киноиск-ва Госкино СССР, 1981. - 161 с. - Библиогр.: с.149-159. . -
Диссертация Аннотация: Диссертация посвящена истории болгарского киноискусства - исследование носит обобщающий характер и впервые показывает идейно-творческое становление и развитие кино НРБ системно, в комплексе, в соответствии с историческим развитием страны. Главная цель и научная новизна работы состоит в осмыслении основных закономерностей и тенденций в зарождении и развитии болгарской кинематографии как феномена, возникшего в результате победы Советского Союза и народов других стран над фашизмом, крушения монархо-фашистского режима в Болгарии и создания социалистического государства, а также определения идейно-творческих параметров дальнейшей эволюции болгарского кино. Именно это отражают названия трех глав основного содержания диссертации: "Антифашистская тема - её место и роль в становлении и развитии болгарского киноискусства", "Проблемы и стилистика фильмов современности" и "Идейно-творческие поиски в болгарском кино 60-70-х годов (на примере творчества режиссёра Христо Христова)". В работу входят также введение, заключение и библиография. Исследование может быть полезно в курсе истории зарубежного кино (социалистические страны), в курсе истории болгарского кинематографа, в кинопрокате. Доп.точки доступа: Баскаков, д-р искусствовед., В.Е. \научный рук.:.\ Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1) Свободны: ЧЗ (1) |
778.5И(Болг.) Д 464 Димитрова, Искра. Эволюция современной темы в болгарских художественных фильмах (1965-1973 г.) : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 170003 - Киноискусство / И. Димитрова ; научный рук.: С. В. Комаров, д-р искусствовед., проф. ; Высший ин-т театр. искусства (Болгария). - (на правах рукописи). - М. : ВГИК, 1975. - 19 с. - (дис. написана на рус. яз.). - Публ. по теме: с.19. -
Авторефераты Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой анализу воплощения современной темы в болгарском художественном кинематографе. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и фильмографии. Первая глава - "Сквозь призму человеческой личности" включает четыре раздела: "Немного истории. Революционный пафос времени - пафос искусства", "Шведские короли" против "Гибели Александра Великого"; "Образ современника в моральной проекции", "В поисках художественных обобщений философской глубины о современности". Глава вторая "Критический пафос - выражение активного отношения искусства к действительности" содержит две части: "Современное мещанство и его осуждение в киноискусстве" и "Преодоление последствий догматических отклонений в социальном сознании". Глава третья "Проблемы молодого поколения" - фильмы молодежной проблематики - включает также два раздела: "Воспитание молодого поколения - важная общественная проблема" и "В поисках духовной характеристики молодого героя". См. также аннотацию к диссертации. Доп.точки доступа: Комаров, д-р искусствовед., проф., С.В. \научный рук.:.\; Высший ин-т театр. искусства (Болгария) Экземпляры всего: 2 ЧЗ (2) Свободны: ЧЗ (2) |
778.5И(Болг.) С 143 Садовская, И. П. Из истории болгарской художественной кинематографии (1944-1968 гг.) : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17822 - Киноискусство / И. П. Садовская ; ВГИК. - (на правах рукописи). - Л. : Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии, 1970. - 24 с. - Публ. по теме в конце автореферата. Диссертации в научном фонде библиотеки ВГИКа нет.
Авторефераты Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой исследованию процесса создания кинематографа Болгарской Народной Республики в условиях строительства нового общества после Второй мировой войны. Работа состоит из введения, шести глав, заключения, библиографии (550 названий) и фильмографии. Во введении определяются задачи и методы, аспекты и направления исследования, дан краткий обзор литературы по болгарскому кино. Глава 1. - Истоки" - подробно рассматриваются исторические условия, в которых зарождалось болгарское кино (экскурс в 20-е годы, фашистская диктатура). Глава 2. - "Создание кинематографа в Болгарской народной республике" - рассматриваются три основных фактора, имеющие решающее значение для создания социалистического киноискусства: тесная связь с жизнью, творческое освоение советского опыта и наследия национальной культуры (анализ ряда фильмов). Глава 3. - "Фильмы о Сопротивлении и их значение для становления социалистического киноискусства" - освещает процесс художественного созревания и создания в болгарском киноискусстве своей национальной поэтики. Болгарский кинематограф сформировался как кинематограф героической темы.(значение фольклора и современность; режиссер В. Вылчанов; отражение антифашистской борьбы и своеобразное решение темы: анализ ряда фильмов). Глава 4. - "Развитие киножанров, их связь с культурной традицией" - рассматривает четыре характерные жанровые формы, получившие развитие в современном болгарском кино - исторический фильм, кинокомедия, детский фильм и приключенческий (В. Янчев). Глава 5. - "Проблемы войны и мира" - отражает попытку болгарских кинематографистов ответить на наболевшие вопросы времени (философское, интеллектуальное кино (В. Радев). Глава 6. - "В поисках героя, созидателя, творца" - рассматривается современная тема в болгарском кино 60-х гг. (экранизация Б. Райнова, П. Вежинова; повышенный интерес к нравственности и морали, цельности характера героя). В заключении делается вывод о сопричастности художника истории и важности идеологической борьбы. Завершается автореферат списком работ автора по теме. Для историков зарубежного кино, историков. Доп.точки доступа: ВГИК Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1) Свободны: ЧЗ (1) |
778.5И(Болг.) Ч-49 Черноколова, Лиляна Титкова. Современное болгарское документальное кино : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03 - Киноискусство / Л. Т. Черноколова ; научный рук.: С. И. Фрейлих, д-р искусствовед., проф. ; ВГИК. - (на правах рукописи). - М. : Акад. общ. наук при ЦК КПСС, 1975. - 24 с. - (дис. на рус. яз.). - Публ. по теме: с.24. Диссертации в научном фонде библиотеки ВГИКа нет.
Хроникально-документальное кино зарубежный стран--Болгария Авторефераты Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, в которой автор стремится показать специфические особенности развития болгарской кинодокументалистики. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении дан краткий исторический экскурс, приведены проблемы болгарского документального кино от послевоенных лет до начала 70-х гг. Глава 1. "Кинодокумент и искусство" - анализируются функции и структуры произведений разных жанров документального кинематографа (от фиксации событий - к публицистике, репортажу, обзору новостей). Разделы 1-й главы: "Информационно-журналистское освоение действительности средствами кинодокумента", "Документальная публицистика" и "Документальное киноискусство". Глава 2 - "Проблема героя" - состояние современной болгарской документалистики рассматривается сквозь призму проблемы героя. Само развитие кино в 60-70-е гг. связано, прежде всего, с новыми подходами к изображению человека. Глава состоит из трех разделов: кинодокумент и личность; герой в фильме на историческом материале; постижение современного героя. Документалистика и исследование личности (фильмы Г. Франка), проблемы этического характера, - автор рассматривает интерес к личности на конкретных примерах. Во втором разделе рассматриваются исторические события и личность также на примере болгарских документальных фильмов в жанре портрета, раскрытие исторической личности и объективность документального показа. Современный герой - это и событие, и проблема, это публицистическая задача - осмысление проблемы через судьбу и переживания отдельной личности. Автор приводит конкретные примеры из болгарского документального кино и на примере публицистического фильма французского кинорежиссера М. Офюльса "Скорбь и сострадание" (1970). В заключении отмечается, что развитие болгарского документального киноискусства главным образом активизируется по линии публицистической и художественных функций, что объединяет разнообразные поиски болгарских кинематографистов в документалистике. В завершение автореферата дается список работ по теме диссертации. Для киноведов, историков зарубежного кино, историков документального кино. Доп.точки доступа: Фрейлих, д-р искусствовед., проф., С.И. \научный рук.:.\; ВГИК Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1) Свободны: ЧЗ (1) |
778.5И(Болг.) С 764 Станимирова, Неда. Проблема героя в болгарских фильмах о Сопротивлении : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения / Н. Станимирова ; научный рук.: С. И. Фрейлих, канд. искусствовед. ; Мин. культ. СССР. - (на правах рукописи). - М. : Ин-т истории искусств, 1968. - 21 с. - Публ. по теме: с.21. Диссертации в научном фонде библиотеки ВГИКа нет. Есть монография "Спор о герое: эволюция темы Сопротивления в болгарском кино 1944-1971", М.: Искусство, 1973. Есть автограф: Экз. Б/н.(а/реф. Стан.) : Станимирова, Неда:
Выразительные и изобразительные средства киноискусства--Крупный план, монтаж как выразительные средства в кино--Язык кино. Авторефераты Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, в которой рассматривается проблема героя на материале болгарских фильмов о Сопротивлении. В них наиболее отчетливо выступают те тенденции, которые характеризуют развитие болгарского кино с 1948 года. В работе проблема героя не сводится к проблеме "положительного героя", - тема Сопротивления связана с изображением подвига, то проблема героического" как этической категории и как героический акт - рассматривается в эстетическом анализе. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, полной фильмографии болгарских фильмов о Сопротивлении и библиографии. Во введении дается общая постановка проблемы, обосновывается актуальность, цели и задачи, методология и структура работы. Глава 1. - "Формирование концепций героя в 1944-1956 гг" исследуется процесс формирования определённых взглядов на героя в киноискусстве и кинокритике. Включены разделы: "Несостоявшаяся встреча", "Обстановка старта", "Тревоги вокруг "Тревоги", или метаморфозы киногероя" - на материале памятной дискуссии болгарских кинематографистов о фильме "Тревога", 1947 г.; "Герой "личность" и герой - "представитель" - исследуется осуществление этой концепции в фильмах "Герои Сентября", "Данка" и "Экипаж "Надежды". Глава 2.- "Полемика вокруг изображения героя и героизма (1956-1960 гг.)" - борьба за реалистические тенденции. Включены разделы: "Первый взлет" - подробно о картине "На маленьком острове"; "Спор о "героизме" и "героизации" полемика , сравнение "На маленьком острове" с польским фильмом А. Мунка "Эроика" - развенчание героизма (?); "Упорство штампа" и "На полпути" - анализ ряда картин: преодоление старых взглядов, осуществление новаторских и цельных художественных произведений. Глава 3. - "Поэтическая автобиография поколения" рассматриваются фильмы начала 60-х гг. : "Молодость героев - молодость авторов", "В глубь героя", "Изображение героя и среды" ("Как молоды мы были", "Плененная стая", "Первый урок"). В заключении автор коротко обозревает решение проблемы героя в фильмах о Сопротивлении последних лет и делает некоторые предположения о перспективах дальнейшего развития историко-революционной темы в болгарском кино. Автореферат завершает список публикаций по теме. Для историков зарубежного кино, киноведов, педагогов. Доп.точки доступа: Фрейлих, канд. искусствовед., С.И. \научный рук.:.\; Мин. культ. СССР Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1) Свободны: ЧЗ (1) |
7.01.067.2 М 69 Михалков, Борис Димитров. Идейно - эстетические принципы советско - болгарских культурных взаимосвязей (на материале советской и болгарской литератур) : автореферат дис. на соискание ученой степ. д-ра философ. н. по спец. 09.00.04 - Марксистско - ленинская эстетика / Б. Д. Михалков ; МОПИ им. Н.К. Крупской, мин. высшего и сред. образ. СССР, спец. Совет по философ. наукам (шифр Д 053.05.21). - (на правах рукописи). - М. : МГУ, 1981. - 27 с. - Публ.: с.27. Прим. в сносках. -
Культура. Просвещение--Россия--СССР--За рубежом Политика и политическое положение в СССР--Политика СССР перестроечного периода--СССР, 1985-1990гг. Политика--Внешняя--Зарубежные страны--Болгария Болгария--Внешняя политика Аннотация: Настоящий автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой исследованию исторических традиций взаимообогащения двух культур, выявлению путей наиболее эффективного взаимодействия в осуществлении культурного обмена, выделению философско - эстетических факторов, отвечающих потребностям современного этапа развития отношений между двумя странами. Работа состоит из введения, шести глав, заключения и библиографии. Во введении рассматриваются актуальность, новизна, эстетическая преемственность традиций. Исходная точка этого процесса - связь с зачинателями героического начала в литературе, с их мудростью, жизненным опытом, интеллектуальностью, гуманизмом. Первая глава - "Героичность характера в развитии традиции" - условность образа, событий и роль художественного обобщения. Глава вторая - "Культурные ценности и пропаганда идей" - функциональность героико - эстетических идей, их влияние на сближение социалистических культур. Глава третья - "Героическое в идеологической борьбе" - роль героико - романтических традиций в воспитании подрастающего поколения. Глава четвертая - "Взаимодействие художественных принципов" - о народности: "У истоков героического" и "Литература героического пафоса". Глава пятая - "Героико - романтическое" - ставится проблема героико - романтических в искусстве социалистического реализма. Глава шестая - "Дегероизация, равнозначность воздействия" - идеология пролетариата и массовая культура, формирование эстетического вкуса и модернистские толкования; реальность эстетическо - патриотического созидания искусства и литературы. Поставленные методологически, в самых общих философско - эстетических измерениях, идейно - эстетические принципы советско - болгарских культурных взаимосвязей могут иметь продолжение в дальнейших философских, эстетических исследованиях и на практике. Доп.точки доступа: МОПИ им. Н.К. Крупской; мин. высшего и сред. образ. СССР; спец. Совет по философ. наукам (шифр Д 053.05.21) Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1) Свободны: ЧЗ (1) |