778.5с(Казах.)
   Н875


    Нугербеков, Бауыржан Рамазанович.
    Развитие традиций фольклора в Казахской мультипликации : дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03 - Киноискусство и телевидение / Б.Р. Нугербеков ; Научный рук.: Н.П. Туманова, канд. искусствовед., доцент; Госкино СССР. - (на правах рукописи). - М. : ВГИК им. С. А. Герасимова, 1989. - 142 с. - Фильмогр.: с.123-136. Библиогр.: с.137-142. -
УДК
Рубрики: Киноискусство народов СССР--Киноискусство стран СНГ и стран ближнего зарубежья--Казахское кино--Казахстан
   Мультипликационное кино. --Анимационное кино

   Диссертация

Аннотация: Диссертация посвящена исследованию различных уровней преломления фольклорных традиций в мультипликации на конкретном материале: рождении и становлении казахского графического и кукольного кино. Автор ставит своей целью выявить общие закономерности и тенденции развития фольклора в анимационном искусстве. В основном, работа построена на мультипликационном кино Казахстана; привлечен обширный материал - свыше 80 графических и кукольных картин, выпущенных на "Казахфильме" с 1967 по1986 год. В некотором роде, данное исследование является историей казахской анимации в аспекте развития национальных художественных традиций. Диссертация строится на киноведческом анализе картин, типологически разделённых на "фольклорные" и "нефольклорные". Анализируются сюжет, фабула, изобразительно-пластические решения, жанр, персонажный мир героев, национальный характер; автор заостряет внимание на том или ином преломлении фольклорных традиций; исследуются модели на уровне структуры фильма, обозначенные как "повествовательные" и "неповествовательные". Научная новизна работы определяется тем, что впервые в советском киноведении предпринята попытка проследить эволюцию экранно-фольклорных связей в анимации на конкретном материале казахской анимации 60-80-х гг.; впервые проблема национального своеобразия, колорита, национального характера рассматривается в аспекте развития национальных художественных традиций фольклора и народного искусства в целом. Значение диссертации в том, что впервые в научный обиход включен кинематографический опыт казахских мультипликаторов по освоению фольклорного наследия, как один из составляющих историю и практику советского многонационального кино. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, фильмографии и библиографии. Для кинематографистов: киноведов, историков кино и практиков. См. также аннотацию к автореферату.


Доп.точки доступа:
Туманова, канд. искусствовед., доцент, Нина Петровна \научный рук.:.\; Хайдароа, Амен Абжанович (1923-2015), сов. казах. реж.-мультипликатор \о нем\; Омаров, Болот Танзилл. (1947), казах. кинореж., прод. \о нем\; Госкино СССР
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)

778.5с(Казах.)
Н 875


    Нугербеков, Бауыржан Рамазанович.
    Развитие традиций фольклора в Казахской мультипликации] : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03. - Киноискусство и телевидение / Б. Р. Нугербеков ; научный рук.: Н. П. Туманова, канд. искусствовед., доцент ; ВНИИ киноискусства Госкино СССР. - (на правах рукописи). - М. : ВГИК им. С. А. Герасимова, 1989. - 24 с. - Публ. по теме: с.24. -
УДК
Рубрики: Киноискусство народов СССР--Киноискусство стран СНГ и стран ближнего зарубежья--Казахское кино--Казахстан
   Мультипликационное кино. --Анимационное кино

   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой исследованию фольклорных традиций в казахском анимационном искусстве как части многонационального советского кино. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, фильмографии и библиографии. Во введении обосновывается выбор темы, актуальность и значимость, методология, определяются цели и задачи (концепция Эйзенштейна). Автор на уровне структуры мультфильма определяет два способа воздействия фольклорных традиций: непосредственно (поэтика фольклорных жанров); опосредованно через образно-символическую выразительность в "знаковых" моделях. Глава первая - "Фольклорно-экранные связи в фильмах 60-х гг." - дается краткая характеристика значения и роли фольклора в формировании профессионального театра, драматургии, оперы, балета, кино. Исследуются фильмы-экранизации народных сказок и легенд, подробно останавливаясь на отдельных лентах (влияние материала, изобразительное решение, пластическое и т. п.); рассматриваются два уровня - экранизация и интерпретация фольклора. Вторая глава - "Эволюция фольклорных традиций в фильмах 70-80-х годов" - прослеживается дальнейшее развитие экранно-фольклорных связей в казахской мультипликации (расширение понятия национального колорита, обращение к новым темам и сюжетам, свободная трансформация фольклорного материала, возрастание роли драматургии, роли авторского начала). В сложных по технике исполнения и образно-драматургических структурах казахские мультипликаторы впервые стали уверенно осваивать современную модель фольклорно-экранных связей, программно заявленную в известных киноработах Ю. Норштейна и Р. Раамата. Рождение подобного направления в казахской национальной анимации наглядно подтверждает процессы взаимодействия и сближения культур в советском многонациональном киноискусстве. В заключении изложены выводы, определены направления развития фольклорных традиций в республиканской анимации. См. также аннотацию к диссертации.


Доп.точки доступа:
Туманова, канд. искусствовед., доцент, Нина Петровна \научный рук.:.\; ВНИИ киноискусства Госкино СССР
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)