778.5
   Л50


    Лесин, Валентин Павлович.
    Советские документальные фильмы о борьбе народов за мир : дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения / В.П. Лесин ; Научный рук.: В.К. Туркин, проф.; ВГИК, кафедра драматургии кино; Мин. культ. СССР. - М. : ВГИК, 1954. - 192 с. + XIII с. + 3с. (приложение). - Библиогр. в конце дис.: 13 с. Приложение (схем. план композиции фильма "Турксиб"): 3 с. -
УДК
Рубрики: Хроникально-документальное кино СССР и России
   История хроникально-документального кино СССР

   Борьба за мир

   Международное сотрудничество в области кинематографии

   Хроникально-документальное кино зарубежных стран

   Диссертация

Аннотация: Настоящая диссертация посвящена исследованию советских документальных фильмов, посвященных борьбе за мир. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Во введении автор дает краткий курс истории советского документального кино, отмечает наиболее удачные работы, проводит сравнение с зарубежной документалистикой, а также предлагает обзор материалов по интересующей теме, но конкретно данная тема не освещена в советском киноведении. Первая глава начинается с краткого обзора послевоенных советских документальных фильмов на тему борьбы за мир, дружбу, экономическое и культурное сотрудничество между народами мира. Характеризуя обширный и разнообразный материал по этой теме, автор особо указывает на наглядность пропаганды мира путем хроники, на освещение самых острых вопросов борьбы за мир, отмечая достижения и недостатки фильмов. Создание образной политической публицистики - это важный вклад, сделанные в нашу документальную кинематографию фильмами, посвящёнными борьбе за мир. Ясность и простота конструкции, логичность изложения, нарастающая сила воздействия, характеризующие ряд фильмов о борьбе за мир, дают пример раскрытия кинопублицистического произведения в манере "Громкой читки" для массовой аудитории: "Мир победит войну", "Мы за мир" и др. Достоинством построения лучших наших фильмов о борьбе за мир является то, что авторы широко используют драматические возможности, заложенные в самом жизненном материале, те острые конфликты, которыми богаты события, связанные с движением сторонников мира. Вторая глава посвящается анализу художественных средств политической кинопублицистики на конкретных примерах, взятых из фильмов о борьбе за мир. Советский документальный фильм - исторически правдивый документ, отображающий действительность в её типических проявлениях (правдивость отражения жизни и соответствие задачам коммунистического воспитания трудящихся). Такой фильм становится не просто копией жизни, а произведением, обобщающим конкретные факты в понятиях и образах, т. е. превращается в произведение искусства. В диссертации рассматривается этот процесс искания художественной формы, развития методов композиции и обогащения выразительных средств, который протекал и в фильмах о борьбе за мир. Автор обращает внимание на значение литературного сценария и дикторский текст. В то же время подчеркивает недостатки: иллюстративность и неглубокий подход к изучению материала, влияние "теории бесконфликтности". Автор показывает на примере из документальных фильмов, как при гармоничном сочетании слова и изображения, возможно создание образного воплощения действительности на документальном экране и получение более впечатляющей и содержательной картины. В заключении рассматриваются те задачи, которые стоят перед документальным кино в отображении борьбы за мир в свете решений 19 съезда КПСС. Необходимо показывать не только работу сторонников мира (конференции, форумы и т. п.), но и уделять внимание движению сторонников мира в разных странах. Для работающих в области документального кино. См. также аннотацию к автореферату.


Доп.точки доступа:
Туркин, проф., В.К. \научный рук.:.\; Мин. культ. СССР
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)