778.5
   Т816


    Туева, Вера Валерьевна.
    Обновление жанровой традиции в советском кинематографе 30-х - 40-х годов (Феномен музыкальной комедии Григория Александрова) : дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03 - Кино-, теле- и другие экранные искусства / В.В. Туева. - (на правах рукописи). - М. : ВГИК им. С. А. Герасимова, 2009. - 160 с. - Библиогр.: с.151-160. . -
УДК
Рубрики: Кинокомедийные фильмы советского и российского художественно-игрового кино
   Биография деятелей советского и российского кино.--кинорежиссеры--Александров, г.

   Биография деятелей советского и российского кино.--Актеры--Орлова Л.

   Комедийный и сатирический фильм

   Музыкальные жанры

   Музыка в кино--Музыкально-звуковые решения фильма

   Диссертация

Аннотация: В настоящей диссертации подробно рассматриваются методологические принципы построения музыкальной комедии Григория Александрова, одного из самых ярких советских комедиографов, фильмы которого послужили обновлению жанровой традиции в отечественном кино. Как создается музыкальный фильм и что такое работа над советской комедией 30-40-х гг. - эти вопросы на примере творчества Г. Александрова впервые детально исследуются в работе и в выявлении некоторого универсализма - главная актуальность труда. Автор рассматривает творчество Г. Александрова как завершённое целое, как жанровый феномен советского кино, не претендуя на его всесторонность. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Глава первая - "Комедия как проблема" - в чем он состояла для художника и для власти, дискуссии и практика творчества, судьба Г. Александрова и практика производства кино - такие вопросы рассматриваются в ней. Глава вторая - "Комедия как.. социалистический мюзикл?" - посвящена уточнению жанровой принадлежности александровского кино. С этой целью рассматривается драматургическая основа фильмов, песенно - музыкальная, танцевальная их составляющие, а также двойственная (реально - идеальная) реальность фильмов в соотнесении с традиционным построением американского мюзикла, а также вопрос о самобытности александровского кино в общей картине советского кинематографа 30-40-х гг. Третья глава диссертации называется "Слагаемые жанра" - принципы александровской комедии, музыкальной драматургии, каково взаимовлияние Г. Александрова, И. Дунаевского и Л. Орловой - это предмет исследования главы. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о правомерности выделения александровского кино как особого жанрового феномена в советском кинематографе. Она будет полезна не только киноведам (новый взгляд на творчество Александрова), но и для снимающих кино: наработки Александрова и его соратников для создания весёлых музыкальных фильмов (приоритет музыкальной драматургии, четкий рисунок образов, психологически достоверное существование поющего актера и в пении, и в драматическом действии и др.) и собранные в этой работе, могут послужить будущим авторам. В заключении автор обобщает размышления о музыкальной драматургии, о пении и танце в фильмах Александрова, о его двух сосуществующих реальностях, о преображенном мире и стимуле изменения жизни, о стремлении к совершенству. Характерен также вопрос о самобытности александровского кино в общем русле отечественного кино - рассмотрены два аспекта - звезда этого кино (Л. Орлова) и техника его съёмок (изобретение и использование способов и приемов), а также применение принципов нового советского смехового искусства (образ и ритм, трюк, музыкальная драматургия). Психологически достоверная передача характера, вокал, подчинение жизни персонажа музыке - такой образ с появлением Орловой - имел решающее значение в александровском кино как продолжение лучших традиций музыкального театра (Вл. Немировича-Данченко). В работе использовались не опубликованные ранее архивные материалы. Для киноведов, историков советского кино, педагогов, культурологов.


Доп.точки доступа:
Александров, Григорий Васильевич (1903-1983), сов. реж., актёр, сц. \о нем\; Орлова, Любовь Петров. (1902-1975), сов. актриса театра и кино; н.а. СССР \о ней\
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)