792.8.05:778.5
М 80


    Морозов, Юрий Зиновьевич.
    Принципы и тенденции жанрообразования в советском многосерийном телефильме : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17. 00.03 - Киноискусство и телевидение / Ю. З. Морозов ; научный рук.: Р. Д. Копылова, д-р искусствовед. ; Минкульт. РСФСР, ВНИИ искусствознания. - (на правах рукописи). - Л. : Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова, 1990. - 26 с. - Публ. по теме: с.26.
Диссертации в научном фонде библиотеки ВГИКа нет.
УДК
Рубрики: Кино и телевидение
   Телевидение--Теория

   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой исследованию жанрообразования телевизионного фильма. На рубеже 70-х гг. советский многосерийный телефильм стал наиболее популярным видом экранной продукции отечественного ТВ, был признан новой формой художественного общения. В условиях телевизионной системы коммуникации принцип серии стал не только формообразующим, но и содержательным фактором экранного повествования. Кинематографическая образность приобрела дополнительные эстетические импульсы, которые проявились в новых драматургических конструкциях, стилевых приемах, жанровых тенденциях. Способность телевизионного фильма синтезировать свойства фольклора, литературы, киноискусства, телевидения, а также объединять различные и социальные группы привлекли внимание исследователей. Рождение новых жанров происходило вполне закономерно и обусловлено совокупностью факторов - внутренних и внешних. Классификация многосерийных фильмов по жанровым признакам имеет конкретный практический смысл - оценка жанровой политики телевидения зрителем. Актуальность работы - исследование тенденций и принципов жанрообразования - подтверждается кризисной ситуацией телекино на рубеже 90-х гг. Автор рассматривает проблему специфики многосерийного телефильма в аспекте художественного времени-пространства, образного хронотопа, а проблему условности - в аспекте взаимодействия героя и жанра. Конкретно анализируется коммуникативная функция в связи с проблемой художественной дистанции и контакта междк зрелищем и зрителем. Исследование проведено на материале телефильмов украинского телевидения 60-80-х гг. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, фильмографии и библиографии. Во введении изложена необходимость обращение к проблеме, актуальность, новизна и практическая значимость работы. Содержание первой главы "Становление многосерийной формы в советском киноискусстве и телекино" обусловлено необходимостью рассмотреть историко-эстетические предпосылки и внехудожественные факторы, под воздействием которых формировалась модель многосерийного фильма в советском телекино. Во второй главе - "Многосерийный телефильм: модификация жанров", автор рассматривает различные аспекты взаимосвязи жанровых условностей многосерийного телеповествования и его образного времени -пространства. Здесь же автор обосновывает типологии жанровых структур, возникших на почве многосерийности и необходимые условия для классификации телефильмов (по схеме, предложенной А. Рутковским), выявляет общность ряда телефильмов по сюжетно-тематической общности, трактовке жизненного материала и т. п. (приключения: с документальной средой и традиции советского детектива, семейные хроники, телетеатр, производственная тематика, эпическая сага); влияние идеологии на художественный материал. Третья глава "Телегерой и жанр. Индивидуализация и типизация характера" посвящена проблеме телегероя как коммуникативного образа со зрителем, анализ причин популярности ряда героев популярных телефильмов, спад интереса к концу 80-х гг.; появление биографического телеромана, генерация нового героя. В заключении отмечено, что телевизионная многосерийность - это особое эстетическое измерение со своими специфическими законами драматургии, режиссуры, авторской игры, отмечая при этом кризис явления. Необходимо обновление диалога со зрителем, психологический анализ явления и расширение жанрового диапазона телекино. Для искусствоведов в области кино и телевидения, культурологов, философов. (Диссертации в научном фонде нет.).


Доп.точки доступа:
Копылова, д-р искусствовед., Р.Д. \научный рук.:.\; Минкульт. РСФСРВНИИ искусствознания
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)