778.5с(092)1"Ярматов"
   Т387


    Тешабаев, Джура.
    Творчество Камиля Ярматова и вопросы истории развития кино Узбекистана : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения / Д. Тешабаев ; Научный рук.: Р.Н. Юренев, д-р искусствовед., проф.; ин-т искусствознания им. Хамзы мин. культ. Узб. ССР. - М. : ВГИК, 1964. - 15 с. - Публ. по теме в конце изд. (без указания ст.). -
УДК
Рубрики: Биография деятелей советского и российского кино.--кинорежиссеры--Ярматов К.
   Биография деятелей советского и российского кино.--Актеры--Ярматов К.

   Киноискусство народов СССР--Киноискусство стран СНГ и стран ближнего зарубежья--Узбекское кино--Узбекистан

   Фильмография

   Библиография литературы о кино

   Кинорежиссура художественно-игрового кино

   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой творчеству Камиля Ярматова, народного артиста СССР, советского узбекского кинорежиссёра, актёра, деятельность которого связана с развитием и становлением национальных кинематографий Таджикистана и Узбекистана. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, фильмографии и библиографии. Во введении автор обосновывает актуальность темы, её значение в изучении истории национального кино указанных республик, а также с точки зрения взаимовляния национальных искусств. Глава 1. Начало пути режиссёра (1926-1936): "Эмигрант", "Узбекское кино начала 30-х годов". Глава 2. Годы зрелости (1938-1948): "Дорога без сна", "Об узбекском историко биографическом фильме", "Алишер Навои". Глава 3. На подступах к современной теме (1950-1960 гг.): "Пахта-ой", "Сестры Рахмановы", "Авиценна", "Когда цветут розы". Диссертацию завершает заключение - выводы о значении творчества Камиля Ярматова для советского и узбекского кино, его влияние на развитие национальных кинематографий и на укрепление дружеских и творческих связей в советском кино. Материал завершают фильмография режиссёра и библиография. См. также аннотацию к диссертации.


Доп.точки доступа:
Юренев, д-р искусствовед., проф. , Р.Н. \научный рук.:.\; Ярматов, Камиль Ярматович (1903-1978), узбек. реж., актёр \о нем\; Ин-т искусствознания им. Хамзы Хаким-заде Ниязи мин. культа УзССР
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)

778.5С(092)1"Ярматов"
Т 387


    Тешабаев, Джура.
    Творчество Камиля Ярматова и вопросы истории развития кино Узбекистана : дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения / Д. Тешабаев ; научный рук.: Р. Н. Юренев, д-р искусствовед., проф. ; мин. культ. Узбек. ССР. - Ташкент : ин-т искусствознания им. Хамзы Хаким-заде Ниязи, 1963. - 224 с. - Библиогр.: с.221-224. Фильмогр.: с.217-220. . -
УДК
Рубрики: Биография деятелей советского и российского кино.--кинорежиссеры--Ярматов К.
   Киноискусство народов СССР--Киноискусство стран СНГ и стран ближнего зарубежья--Узбекское кино--Узбекистан

   Кинорежиссура художественно-игрового кино

   Биография деятелей советского и российского кино.--Актеры--Ярматов К.

   Библиография литературы о кино

   Фильмография

   Диссертация

Аннотация: В диссертации исследуется творчество известного узбекского кинорежиссёра Камиля Ярматова в связи с важнейшими вопросами развития и становления узбекской художественной кинематографии в период с 1925 по 1963 год. С его деятельностью связан не только кинематограф Узбекистана и отчасти Таджикистана, своеобразие становления местных актерских и режиссёрских кадров, он признанный мастер советского кино, создатель историко-биографических полотен, народный артист СССР. Источником для материала диссертации стали личные беседы с К. Ярматовым, а также киноведческий анализ картин, созданных за многие годы и особенно на современном этапе. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, фильмографии режиссёра и библиографии. Первая глава посвящена началу творчества К. Ярматова. 20-е годы, новое искусство зарождается в Ташкенте. Вместе с другими пионерами узбекского кино Н. Ганиевым, Р. Пирмухамедовым, С. Ходжаевым и другими он учится у приезжих русских кинематографистов профессиональным навыкам - актерского и режиссёрского мастерства и ставит свой первый фильм в начале 30-х гг. "Эмигрант". Вторая глава посвящена периоду с 1937 по 1948 год. Это зрелые годы, выходят такие картины как "Друзья встречаются вновь" и "Алишер Навои". Эти фильмы показали возможности Ярматова как крупного режиссёра. В эти годы он возглавил таджикскую кинематографию, но пристально наблюдал за событиями на Ташкентской студии, где к середине 30-х оформились национальные творческие кадры. Этапным был фильм А. Усольцева "Клятва" (1937). Перед войной он становится художественным руководителем киностудии в Ташкенте. В годы войны здесь работают крупнейшие мастера советского кино: М. Ромм, Л. Луков, А. Зархи, Я. Протазанов - последний провел большую работу среди национальных кадров, а его фильм "Насреддин в Бухаре" дает толчок развитию в республиканском кино жанра историко-легендарной драмы (("Тахир и Зухра", "Похождения Насреддина" Н. Ганиев). К. Ярматов снимает "Алишера Навои" - с великолепной драматургией (А. Уйгун, В. Шкловский, А. Спешнев; самобытной и зрелой режиссурой, с национальными актёрскими кадрами (Р. Хамраев, А. Исматов, Р. Пирмухамедов и др.). Картина воспринята как большая победа национального искусства, его мастеров. Третья глава рисует деятельность режиссёра в 50-60-е гг. Успехи Ташкентской студии, появление картин молодых режиссёров Л. Файзиева, Ю. Агзамова, З. Сабитова; обращение к современной тематике. Ярматов ставит фильм для детей "Пахта-ой" по сценарию В. Витковича, который прекрасно принят зрителями и прессой. Современная тема отражена в его фильме "Сестры Рахмановы", но фильм признан неудавшимся по нескольким факторам. В конце 50-х Ярматов снимает два фильма "Авиценна" (1958) и "Когда цветут розы" (1959). "Авиценна" продолжает традиции "Навои", но снят в иной манере с упором на картины народной жизни, - фильм ярко кинематографичен и масштабен. В заключении автор обобщает выводы по теме: большой и сложный творческий путь К. Ярматова был тесно связан с событиями узбекского и всего советского народа. Он стал не только выдающимся режиссёром, но и организатором советского кино, связующим в своем творчестве историю многонациональной страны. Для кинематографистов, историков советского кино. См. также аннотацию к автореферату.


Доп.точки доступа:
Юренев, д-р искусствовед., проф. , Р.Н. \научный рук.: .\; Ярматов, Камиль Ярматович (1903-1978), узбек. реж., актёр \о нем\; мин. культ. Узбек. ССР; \о нем\ \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\; \о нем\
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)