778.5.01.009:8 А 385 Акбаров, Хамидулла Ильясович. Литература и развитие кинематографии республик Средней Азии : автореферат дис. на соискание ученой степ. д-ра филологических наук по спец. 10.01.02 - Советская литература; по спец. 17.00.03 - Киноискусство и телевидение / Х. И. Акбаров ; ВНИИ киноискусства Госкино СССР, Институт языка и литературы им. А. С. Пушкина, АН Узбек. ССР. - (на правах рукописи). - Ташкент : ин-т искусствознания им. Хамзы Хаким-заде Ниязи, 1983. - 39 с. - Публ. по теме: с.38-39. Диссертации в научном фонде библиотеки ВГИКа нет.
Экранизация литературного произведения Авторефераты Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой исследованию влияния литературы на развитие кинематографии республик Средней Азии и отчасти Казахстана. Проблема взаимодействия литературы как древнейшего вида искусства на молодое киноискусство среднеазиатского региона не была специально изучена. Научное обоснование опыта экранизации произведений устного народного творчества, литературной классики и современной прозы, поэзии может не только явиться одним из важных этапов изучения такой глобальной проблемы, как традиции национальных культур и современный кинематограф республик Средней Азии и Казахстана, но и окажет влияние на сегодняшнюю творческую практику. Этим объясняется обращение в исследовании к классической поэзии, миниатюре и т. п. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения. Во введении характеризуется круг тем, обосновывается актуальность, научная и практическая значимость работы. Глава 1. - "Литературный текст и "движущееся" изображение" включает три параграфа: "В поисках родословной кино"; "Слово и кадр"; "Сценарий - произведение литературы и кино". Глава 2. - "Проблемы экранного воплощения литературной первоосновы" содержит три параграфа (процесс экранизации прозы, национальное в кино на примере конкретных фильмов; идейно - художественный уровень фильмов и позиция автора; высокое качество литературной основы и процесс становления и развития киносценария: на примере конкретных лент). Глава 3. - "Использование кинематографического потенциала литературных произведений при экранизации" (актерское мастерство и театр, актер и личность героя, поэтика экранизаций, проблемы режиссуры), В заключении даны выводы и сформулированы итоги исследования о роли литературы в становлении среднеазиатского кинематографа. Завершает автореферат список работ по теме. Для киноведов, историков советского кино, литературоведов, культурологов. Доп.точки доступа: ВНИИ киноискусства Госкино СССР; Институт языка и литературы им. А. С. Пушкина; АН Узбек. ССР Экземпляры всего: 2 ЧЗ (2) Свободны: ЧЗ (2) |
778.5с/н(Узб.) А 38 Акбаров, Хамидулла. Пути развития узбекского звукового художественного кино (1935 - 1955) : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения / Х. Акбаров ; научный рук.: С. С. Гинзбург, д-р искусствовед. - М. : Ин-т истории искусств, 1965. - 22 с. - Публ. по теме: с.21-22. Диссертации в научном фонде библиотеки ВГИКа нет.
Авторефераты Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, в которой прослеживается развитие звукового узбекского кино путем анализа творчества целой плеяды узбекских кинематографистов 30-50-х гг. и оценки их деятельности с современных позиций. Работа написана на основе изучения художественных и документальных фильмов и неопубликованных архивных материалов, ценных сведений в беседах о кино с ветеранами, а также на материалах центральной и местной периодики. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. Введение посвящено проблеме воспитания национальных кадров в годы становления узбекского кино и переходу от немого кино к звуковому: пионер узбекского кино Х. Деванов и его деятельность, работа кинематографистов Москвы и Ленинграда в Узбекистане, обучение на съемочное площадке (Н. Ганиев, М. Каюмов, Э. Хамраев, К. Ярматов, Р. Пирмухамедов, С. Ходжаев, Р. Тура-Ходжаев). Глава 1. - "Начальный период узбекского звукового кино (1936-1940)" - рассматривается развитие кинематографии второй половины 30-х гг. Роль режиссера А. Усольцева и оператора К. Массальского в создании узбекского звукового кино: "Клятва". Глава 2. - "Узбекское кино в годы Великой Отечественной войны" посвящена анализу киноновелл, киноконцертов, полнометражных фильмов, созданных узбекскими кинематографистами в суровые годы; эвакуация центральных студий, съемки фильмов "Насреддин в Бухаре", "Тахир и Зухра". Глава 3.- "Развитие узбекского кино в послевоенный период до ХХ съезда КПСС (1946-1955)" - посвящена проблемам развития узбекского кино в первое послевоенное десятилетие. В двух разделах этой главы - "Фильмы на современные темы" и "Фильмы о прошлом" - рассказывается о творческих поисках кинематографистов Узбекистана ("Алишер Навои", "Похождения Насреддина", "Дочь Ферганы" и др.). Глава 4. - заключительная - "Узбекское кино после ХХ съезда КПСС" - о документальном и художественном кино ("Ты не сирота", "Сурая"; творчество Ш. Аббасова и др.). Заключение - рассматриваются проблемы современного этапа развития узбекского кино: актерское искусство, киноэстетика, художественная критика). Автореферат завершает список работ по теме диссертации. Для историков советского кино. Доп.точки доступа: Гинзбург, д-р искусствовед., С.С. \научный рук.:.\ Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1) Свободны: ЧЗ (1) |