778.5И(Фр.)
   Л136


    Лаврова, Анна Владимировна.
    Французская "новая волна": личность и общество в философско-эстетическом аспекте : дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03. - Киноискусство и телевидение; 09.00.04 - Марксистско-ленинская эстетика / А.В. Лаврова ; Научный рук.: А.В. Новиков, д-р философ. н., проф., Н.В. Савицкий, канд. искусствовед. - (на правах рукописи). - М. : ВГИК им. С. А. Герасимова, 1990. - 185 с. - Библиогр.: с.174-185. Фильмогр.: с.167-173. -
УДК
Рубрики: История зарубежного кино--Франция, 1960-е гг.
   Образ в художественно-игровом кино

   Диссертация

Аннотация: Диссертация посвящена исследованию художественного опыта "новой волны" французского кино (воплощение художественных образов, умение отразить значительные проблемы и события действительности в их субъективно-индивидуальном преломлении, мастерство показа нюансов переживания и поведения персонажей, а также плодотворные изыскания в области киноязыка и эстетики послевоенного киноискусства). Рассматривая "новую волну" как целостное художественное явление, автор считает необходимым выявить её философскую основу, проанализировать специфическую динамику развития мировоззренческих представлений на протяжении всего существования, сопрягая её концептуальную эволюцию с наиболее существенными моментами её эстетического воплощения. На первый план выдвигается проблема личности и её взаимоотношения с обществом - ключевая проблема в искусстве Новой волны. Анализ художественного кредо Новой волны ведётся в общем контексте культурного процесса конца 50-х гг. и последующего десятилетия. Автор ставит своей целью установить реальные взаимосвязи экранного творчества и философии экзистенциализма, являвшейся существенным элементом художественной жизни Франции этого периода. Научна новизна работы раскрывается в ряде выводов: впервые предлагается структурное деление кинематографа Новой волны, позволяющее обособить и проанализировать его основные идейно-эстетические направления, а также типология характеров, представленных в искусстве этого течения. Дополнены существенные представления о хронологии существования Новой волны и впервые делается попытка проследить её внутреннюю творческую эволюцию на протяжении всего её экранного бытия. На основе базовых выводов диссертации может быть сформулирован новый подход к осмыслению и оценке художественного наследия французской Новой волны. Работа содержит обобщения, которые могут быть использованы при подготовке учебных пособий, лекций по истории зарубежного кино, для изучающих историю французского кино и творчество режиссеров Новой волны, для теоретиков кино в области изучения киноязыка. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, фильмографии и библиографии. См. также аннотацию к автореферату.


Доп.точки доступа:
Новиков, д-р философ. наук, проф.; Н.В. Савицкий, канд. искусствовед., А.В. \научные рук.:.\; \о ней\
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)

778.5И(ФР.)
Л 13


    Лаврова, Анна Владимировна.
    Французская "новая волна": личность и общество в философско-эстетическом аспекте : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03 Киноискусство и телевидение; 09.00.04 Марксистско-ленинская эстетика / А. В. Лаврова ; научные рук.: А. В. Новиков, д-р философ. наук, проф.; Н.В. Савицкий, канд. искусствовед. ; ВНИИ искусствознания (Москва). - (на правах рукописи). - М. : ВГИК им. С. А. Герасимова, 1990. - 28 с. - Публ. по теме: с. 28. -
УДК
Рубрики: История зарубежного кино--Франция, 1960-е гг.
   Образ в художественно-игровом кино

   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой исследованию французской Новой волны как целостного художественного явления со своей философской основой и специфической динамикой развития мировоззренческих представлений и эстетического воплощения. Проблема личности и её взаимоотношения с обществом - ключевая в искусстве Новой волны. Анализ художественного кредо Новой волны ведётся в контексте культурного процесса конца 50-х и последующего десятилетия. Автор ставит цель установить реальные связи экранного творчества и философии экзистенциализма, которая была существенным элементом художественной жизни Франции указанного периода и выстроить целостную структуру кинематографа Новой волны, что позволяет обособить и проанализировать его основные идейно-эстетические направления и типологии характеров, представленных в творчестве. Диссертация состоит из введения, двух глав , заключения, фильмографии и библиографии. Во введении обосновывается актуальность темы, цели и задачи, методика исследования, обзор научной литературы. Новая концепция личности и её взаимоотношения с обществом стала стержнем искусства Новой волны. Эволюция представлений о человеке и его окружении отражает особенности бытования кинематографа этого направления, его реакцию на изменения духовного и социально-политического климата в стране. В первой главе - "Образ и характер в кинематографе Новой волны" - центральная проблема исследования на классических фильмах этого течения. Индивидуальный герой, сюжет в рамках локальной ситуации, антибуржуазная направленность, моделирование личности, которая вопреки принятым стереотипам стремится реализовать свою уникальную человеческую индивидуальность. Экранное воплощение "компромиссного" характера свойственно периоду 1962- 1964/65 гг. Вторая глава - "Личность в контексте общественного бытия" - посвящена ещё одной важной стороне концепции человека, воплощённой в искусстве французских режиссёров. Это, по мнению автора, "социальный" кинематограф Новой волны. Его герой - человек, осуществляющий общественное бытиё, но его духовный мир остаётся независимым, а складывающийся характер диссертант обозначает как "нейтральный". В этой главе анализируются отношения человека и обществе в свете экзистенциальной философии в экранном варианте, рассматриваются два направления. Первое - это частная ситуация, вытекающая из существенных конфликтов эпохи (Мюриэль", Война окончена", "Маленький солдат" и некоторые др.). Второе - философско-метафорическое ("Хиросима - любовь моя", "Счастье", "Китаянка" и некоторые др.). В этих картинах, показывает диссертант, реализуется специфическая модель взаимоотношений личности и общества. Индивид, герой несёт в себе "общественные" характеристики. Социальное становится фактором внутренней жизни единичного персонажа. Уникальность персонажа растворяется в коллективном целом и Новая волна рассматривает подобное существование как не совместимое с развитой жизнью человеческого духа. В рамках второй главы анализируется также третий период существования Новой волны - 1966-1968 гг. В заключении подводятся итоги. Автор возвращается к вопросу о месте Новой волны в системе нетрадиционных направлений искусства, её связь с авангардистской литературой и театром, её направленность против пороков человека и общества, подчеркивает эстетическое новаторство французских кинорежиссёров, останавливается на философско-эстетических моментах Новой волны в контексте французской культуры. Для кинематографистов, культурологов, философов. См. также аннотацию к диссертации.


Доп.точки доступа:
Новиков, д-р философ. наук, проф.; Н.В. Савицкий, канд. искусствовед., А.В. \научные рук.:.\; ВНИИ искусствознания (Москва)
Экземпляры всего: 2
ЧЗ (2)
Свободны: ЧЗ (2)