778.5
К903


    Кулик, Е. Г.
    Многоликий мир африканского кино : рекомендовано методсоветом ВУЗа / Е.Г. Кулик. - М. : Наука : Изд.фирма "Восточн.лит.", 1993. - 148 с. : фото. - Библиогр.: с. 132-141. - Б. ц.
Указа."Реж.и ф.":с.142-148
ГРНТИ
УДК
Рубрики: Зарубежное киноискусство--Африка
   Африка--История зарубежного кино
Кл.слова (ненормированные):
фольклор -- фольклорное кино -- африканское

Экземпляры всего: 5
ЧЗ (1), Учеб.ф. (4)
Свободны: ЧЗ (1), Учеб.ф. (4)

   778.5И(Афр.)
   А 909


    Ассонгба, Ромен.
    Традиционная культура Тропической Африки: кинематограф и эгбакокуграфия : дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03 - Киноискусство и телевидение / Р. Ассонгба ; Научный рук.: С. Ф. Бондарчук, н. а. СССР, проф.; Р.Н. Исмагилова, д-р истор. н., з. д. науки РСФСР. Госкино СССР. - (на правах рукописи). - М. : ВГИК им. С. А. Герасимова, 1991. - 180 с. - Библиогр.: с.165-171. Фильмогр.: с.172-180. Приложения по эгбакокуграфии: с.132-164. -
УДК
Рубрики: Зарубежное киноискусство--Африка
   Выразительные и изобразительные средства киноискусства--Крупный план, монтаж как выразительные средства в кино--Язык кино.

   Диссертация

Аннотация: Настоящая диссертация посвящена методам и формам традиционного, которые могут лечь в основу принципов режиссёрской работы, воспитания и подготовки актёров в странах Тропической Африки. В качестве предмета исследования автор использует эстетические и постановочные принципы, заложенные в деятельности и театрализованных представлениях одного из тайных ритуально-магических обществ Эгунгун и культовой организации Ведун. Он рассматривает также на примере собственной практической работы по созданию эгбакокуграфии как своеобразие форм мифологического и художественного мышления в соединении с некоторыми принципами экранного искусства породил новый тип эстетически-зрелищного искусства. Научная новизна исследования заключается в том, что автор стремится соединить целостное миропонимание и мироощущение, свойственных традиционному искусству , с их практическим использованием. Такой подход продиктован не искусственной реставрацией, а является потребностью времени - создание искусства эгбакокуграфии. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, приложения по эгбакокуграфии, библиографии и фильмографии. Основное содержание раскрывается в главах. Первая - "Некоторые особенности традиционной культуры народов Тропической Африки"; вторая - "Фольклорные традиции и кинематограф: проблемы поиска самобытного киноязыка"; третья - "Роль традиционных культурных ценностей в воспитании актёра"; четвертая - "Школа искусства эгбакокуграфии". В заключении автор представляет эгбакокуграфию как новый рукотворный аудиовизуальный вид искусства мифотворчества, развивающего многие особенности традиционного художественного мышления: принципы космичности, пластической идеограмматичности, условности, символической многозначности, в то же время эгбакокуграфия универсальна по своему характеру и понятна зрителям разного возраста, пола, национальности, религии по законам красоты и простоты, которым старался подчиняться диссертант во время творческой работы. См. также аннотацию к автореферату.


Доп.точки доступа:
Бондарчук, н. а. СССР, проф.; Р.Н. Исмагилова, д-р истор. н., з. д. науки РСФСР, С.Ф. \научные рук.:.\
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)

   778.5И(Афр.)
   В124


    Вагди, Камиль Салех.
    Кинематограф тропической Африки как эстетический феномен : дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03 - Киноискусство и телевидение / Камиль Салех Вагди ; Научный рук.: С. В. Комаров, д-р искусствовед., проф. - (на правах рукописи). - М. : ВГИК им. С. А. Герасимова, 1993. - 186 с. - Библиогр.: с.176-180. Фильмогр.: с.181-186.
Титульный лист в библиографической записи оформлен по автореферату.
УДК
Рубрики: Зарубежное киноискусство--Африка
   Диссертация

Аннотация: Настоящая диссертация посвящена исследованию такого сложного явления как "африканское кино" путем анализа творческой практики виднейших представителей национальной кинорежиссуры. Данная работа ставит своей целью углублённый анализ эволюционного развития кинематографического языка и режиссёрских поисков в кинематографе стран Тропической Африки. Автор опирался на труды африканских и зарубежных киноведов, личные встречи с мастерами африканского кино и свой опыт в качестве режиссёра-постановщика. Практическая значимость состоит в новом подходе к изучению африканского кино как творческого феномена и диссертация может быть использована как в теоретических исследованиях киноязыка и кинорежиссуры Африки, так и в учебном материале для изучающих африканский кинематограф. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и фильмографии. В первой главе диссертант исследует процесс развития африканского кино с момента первых попыток создания хроникальных и публицистических фильмов до появления более качественных произведений нескольких молодых режиссёров (П. Вийер, М. Аласанн, А. Самб и др.). Во второй главе автор подробно останавливается на творчестве "пионера" африканского кино Сембена Усмана - с момента появления его первых документальных короткометражных работ и литературных произведений до фильмов, которые оказались в центре многих международных фестивалей; исследуется высокий уровень драматургии, изобразительного звукового решения ряда его фильмов, в которых этот самобытный художник кино отразил традиции народной африканской культуры. В третьей главе автор рассматривает наиболее значительные явления современного кинематографа стран Тропической Африки. В заключении рассматриваются перспективы и задачи современного африканского кино, влияние телевидения и видео на кинематограф и высказываются предложения по назревшим проблемам. См. также аннотацию к автореферату.


Доп.точки доступа:
Комаров, д-р искусствоведения, проф. С. В. \научный рук.:.\
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)

   778.5
   К903


    Кулик, Елена Георгиевна.
    Проблемы и пути развития кинематографа в странах Тропической Африки : дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03 Киноискусство и телевидение / Е.Г. Кулик ; Научный рук.: В.С. Колодяжная, канд. искусствовед., доцент. - М. : ВГИК, 1987. - 208 с. - Библиогр.: с.181-196. Фильмогр.: с.197-207. . -
УДК
Рубрики: Зарубежное киноискусство--Африка
   Диссертация

Аннотация: Настоящая диссертация представляет собой, по сути, первую попытке комплексного анализа африканского кино как составной части культуры Тропической Африки и его участия в решении проблем культурного, национального и социально-экономического обновления стран региона. Научная новизна работы заключается в изучении становления кинематографа Тропической Африки на фоне общекультурного развития региона: изучение кино в ряду других жанров искусств, в тесной взаимосвязи с этнотрадицией, фольклором, литературой и театром; связь экрана и жизни; выявление самобытности кино и эстетических тенденций кино; введение в научный оборот значительный по объёму материал - малоизвестные, а то и неизвестные фильмы режиссёров Тропической Африки, а также информационные сведения на иностранных языках. Практическое использование результатов исследования может быть в курсе истории африканского кино и зарубежного в целом, а также полезно для опыта развития киноискусства других африканских регионов. Диссертация состоит из введения, Двух глав, заключения, библиографии и фильмографии. Для киноведов, преподавателей киновузов. См. также аннотацию к автореферату.

Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)

   778.5И(Афр.)
   А 909


    Ассонгба, Ромен.
    Традиционная культура Тропической Африки: кинематограф и эгбакокуграфия : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03 - Киноискусство и телевидение / Р. Ассонгба ; Научный рук.: С.Ф. Бондарчук, н. а. СССР, проф.; Р.Н. Исмагилова, д-р истор. н., з. д. науки РСФСР. Госкино СССР, моск. гос. худож. ин-т им. В.И. Сурикова. - (на правах рукописи). - М. : ВГИК им. С. А. Герасимова, 1991. - 24 с. - Лит. по теме: с.23-24. - Б. ц. р.
На 4-й стороне обложки- - изображение одной из работ Р. Ассонгбы "Ковёр мыслителей".
УДК
Рубрики: Зарубежное киноискусство--Африка
   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, в которой исследуются принципы режиссуры и актёрского мастерства на основе своеобразных форм художественного мышления м традиционных видов искусства, что отвечает стремлениям африканских кинематографистов этого региона к самобытности. Автор стремился определить некоторые принципы, которые могут быть положены в основу актёрской и режиссёрской работы кинематографистов Тропической Африки, а также в систему их воспитания и подготовки (равно и в систему режиссёрско-актёрской кафедры ВГИКа). Кроме того, в работе представлено открытие нового искусства - искусство эгбакокуграфии. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, приложения и иллюстраций по эгбакокуграфии. См. также аннотацию к диссертации.


Доп.точки доступа:
Бондарчук, н. а. СССР, проф.; Р.Н. Исмагилова, д-р истор. н., з. д. науки РСФСР, С.Ф. \научный рук.:.\; Госкино СССРМоск. гос. акад. худож. ин-т им. В.И. Сурикова
Экземпляры всего: 2
ЧЗ (2)
Свободны: ЧЗ (2)

778.5И(Афр.)
В 12


    Вагди, Камиль Салех.
    Кинематограф тропической Африки как эстетический феномен : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03 - Киноискусство и телевидение / К. С. Вагди ; научный рук.: д-р искусствовед., проф. С. В. Комаров ; Моск. гос. ин-т культуры. - (на правах рукописи). - М. : ВГИК им. С. А. Герасимова, 1993. - 20 с. - Публ. по теме: с.19.
В заголовке исправлено "кино" на "кинематограф" - по заголовку диссертации.
УДК
Рубрики: Зарубежное киноискусство--Африка
   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой кинематографу Тропической Африки - его история, творчество известных кинорежиссёров, перспективы развития. Во введении обосновывается актуальность темы, цели и задачи исследования, методы, а также обзор литературы по кино Африки. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и фильмографии. Первая глава - "От кинопублицистики к художественному решению фильма" - рассматривается предыстория африканского кино. Во второй главе - "Социально-психологическая детерминация сюжетики африканских фильмов" - подробно анализируется творчество Усмана Сембена: кино и литература, его влияние на развитие кинематографического процесса в масштабах всего континента. В третьей главе - "Стилевая амплитуда творческой практики молодых мастеров африканского кино" - о необходимости создания кинорынка и киноиндустрии (творчество О. Балогуна); о творчестве режиссеров С. Сиссэ и И. Уаэдраэго, о выходе на мировой экран. В заключении даны выводы о дальнейшем решении задач африканского кино, о формировании самобытного языка кино, о влиянии мирового кинематографа, телевидения и видео на кинематографическую ситуация в африканских регионах; высказываются предложения по новому подходу к назревшим проблемам. См. также аннотацию к диссертации.


Доп.точки доступа:
Комаров, д-р искусствовед., проф. С. В. \научный рук.:.\; Усман, Сембен (1923-2007), сенегал. кинореж., сц., акт., пис. и общ. деят. \о нем\; Моск. гос. ин-т культуры
Экземпляры всего: 2
ЧЗ (2)
Свободны: ЧЗ (2)

778.5И(Афр)
К 903


    Кулик, Елена Георгиевна.
    Проблемы и пути развития кинематографа в странах Тропической Африки : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03 Киноискусство и телевидение / Е. Г. Кулик ; научный рук.: В. С. Колодяжная, канд. искусствовед., доцент ; ВНИИ киноискусства Госкино СССР. - (на правах рукописи). - М. : ВГИК им. С. А. Герасимова, 1988. - 32 с. - Публ. по теме: с.31-32. -
УДК
Рубрики: Зарубежное киноискусство--Африка
   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, которая, по сути, является первой попыткой комплексного анализа африканского кино как составной части культуры Тропической Африки и его участия в решении проблем культурного, национального и социально-экономического обновления стран региона. работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и фильмографии. Во введении обосновывается выбор темы, её специфика, формулируются цели и задачи, определяется методология научного труда. В 1-й главе "Кино и другие виды искусства Тропической Африки. Борьба против экспансии "культурного империализма" - исследуется влияние, оказываемое на кинематограф африканской культурной традицией, фольклорным и современным театром, выявляется взаимосвязь с письменной литературой региона, прослеживается влияние на кино наиболее распространенных концепций африканской теоретической мысли; затрагивается борьба прогрессивных кинематографистов стран Тропической Африки против засилья массовой кинопродукции Запада. Во 2-й главе - "Африканская действительность в зеркале экрана. Поиски самобытности кинематографистами Тропической Африки" - выявлены и проанализированы наиболее важные темы кино. В разделе посвящённом творчеству ведущих режиссёров региона, внимание уделяется поискам ими африканской самобытности и формулируются основные принципы эстетики африканского киноискусства (супертема" традиции / новации, молодежь как коллективный герой, "африканский социализм", "город - деревня"; любимый жанр - ситуативная семейная драма и т. п.); анализируются поиски молодых кинематографистов. В заключении автор подводит итоги: африканский кинематограф, утвердив свою самобытность, стал неотъемлемой частью мирового кино. Зрительский успех сопутствовал лентам, когда реалистическое отражение действительности сочеталось в фильмах с образно-символичным, философским её осмыслением. Анализ творческого метода ведущих мастеров африканского экрана позволяет прийти к выводу, что он отвечает основным критериям реализма с тяготением к документалистике, но под влиянием африканской традиции. В то же время автор замечает, что говорить о существовании национальных кинематографий было бы преждевременно, и выявляет своеобразие настоящего периода в развитии кино стран Тропической Африки. Для историков кино, киноведов, культурологов. См. также аннотацию к диссертации.


Доп.точки доступа:
Колодяжная, канд. искусствовед., доцент, В. С. \научный рук.:.\; ВНИИ киноискусства Госкино СССР
Экземпляры всего: 2
ЧЗ (2)
Свободны: ЧЗ (2)