778.5.04.072:8.011 А724 Антонова, В. А. Проблема исследования современного характера в советской кинодраматургии 70-х - начала 80-х годов : дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения / В.А. Антонова ; Научный рук.: К.К. Парамонова, д-р искусствовед., проф.; ВГИК, кафедра кинодраматургии. - М. : ВГИК, 1981. - 166 с. - Библиогр.: с.155-165. -
Образ коммуниста в советском художественно-игровом кино Диссертация Аннотация: Настоящая диссертация посвящена исследованию характеров героев в новейшей сценарной практике, анализу новых тенденций в изображении характера и приемам его построения. Диссертация разбирает самые характерные, типичные приемы, отвечающие новым требованиям времени в изображении характера. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Во введении обосновывается выбор темы, актуальность; изложены цели и задачи, дан обзор литературы. Первая глава - "Новые тенденции и способы создания современного характера в кинодраматургии 70-80-х гг." - определение понятия "современный характер, внимание к неординарному характеру, драматическое начало в характере, проблема выбора, элементы публицистики, выражение идей автора. Во второй главе "Социальное и индивидуальное в практике создания характера в современной драматургии" автор рассматривает проблему в ином ракурсе: на конкретных примерах сценарной практики исследуется, как раскрывается в характере киногероя социальная реальность. В третьей главе "Проблема воссоздания народного характера в современной советской кинодраматургии" обобщается анализ двух глав и исследуются особенности народного характера на экране - один из важнейших вопросов взаимоотношений кинематографа с жизнью. Особое внимание уделено кинодраматургии В.М. Шукшина. В заключении автор подчеркивает, что перспектива развития кинодраматургии в создании современного характера лежит как в глубоком постижении народной жизни, так и в выработке новых приемов отображения характеров героев на экране в сочетании с традиционными достижениями сценарного искусства. Для начинающих кинодраматургов, педагогов сценарного мастерства. См. также аннотацию к автореферату. Доп.точки доступа: Парамонова, д-р искусствовед., проф., К. К. \научный рук.:.\ Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1) Свободны: ЧЗ (1) |
778.5с(092)3 "Габрилович" Д797 Дубровина, Татьяна Артемьевна. Драматический конфликт и социально-политический пафос сценариев Е. И. Габриловича : дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03 - Киноискусство и телевидение / Т.А. Дубровина ; Научный рук.: К.К. Парамонова, д-р искусствовед., проф.; ВГИК, сц. - киновед. ф-т, кафедра кинодраматургии. - М. : ВГИК, 1984. - 182 с. - Библиогр. (приложение): с.172-180. Автореферата в научном фонде библиотеки ВГИКа нет.
Тема, идея, сюжет и композиция сценария--Образ--Характер Драматургия художественно игрового кино--Теория Образ Ленина В.И. в кино Образ коммуниста в советском художественно-игровом кино Диссертация Аннотация: Настоящая диссертация посвящена теоретическому исследованию кинематографического конфликта в творчестве одно из ведущих мастеров советского киноискусства - Евгения Габриловича - и путей поиска в этой обасти, представляя перспективы и новые художественные открытия в кинодраматургии. Круг анализируемых сценариев ограничен только характерными для избранной темы; кроме того, в диссертации будут проведены параллели между творчеством Е. Габриловича и других мастеров советского и мирового экрана, а также с произведениями других видов искусств, что, по мнению автора, даст возможность исследовать специфические вопросы конфликта в широком контексте как общественно-политического, так и художественного процесса. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии (приложение). Логика построения работы заключается в следующем: в первой главе характеризуется становление и утверждение принципов выбора, развития и революционного разрешения драматического конфликта в творчестве Е. Габриловича. Последующие две главы представляют собой анализ наиболее типичных для кинодраматурга и вместе с тем плодотворных для советского кино в целом проявление этих принципов, что связано с необходимостью некоторых уточнений в аппарате категорий: само время обогащает дефиницию конфликта, требуя все более емкого и не всегда традиционного толкования этого понятия. Глава вторая - "Художественное выражение диалектики идеала и повседневной реальности в творчестве кинодраматурга: этический и эстетический аспекты" и глава третья - "Образы Ленина и ленинцев в драматургической коллизии, выявляющей пафос борьбы за коммунизм". В заключении автор подводит итоги исследования, а также обращает внимание на взгляды Е. Габриловича на творчество кинодраматургов, на обучение студентов. Для кинематографистов. Доп.точки доступа: Парамонова, д-р искусствовед., проф., К. К. \научный рук.:.\; Габрилович, Евгений Иосифович (1899-1993), рус. сов. писатель, кинодрам. \о нем\ Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1) Свободны: ЧЗ (1) |
778.5с(09) К592 Козлов, Леонид Константинович. Эволюция кинематографической образности в истории советского киноискусства : дис. на соискание ученой степ. доктора искусствоведения по спец. 17.00.03 Киноискусство и телевидение / Л.К. Козлов. - (на правах рукописи). - М. : ВГИК, 1985. - 340 с. - Библиогр.: с.317-340. Прим. в сносках. -
Образ коммуниста в советском художественно-игровом кино Герой и образ в Советском художественно-игровом кино--Образ современника в советском и российском художественно-игровом кино Теория киноискусства--Общие закономерности развития киноискусства.--Специфика кино Диссертация Аннотация: Диссертация представляет собой обобщающее исследование в области исторической поэтики советского кино; методологически единое и при этом соединяющее в себе различные подходы, в соответствии с необходимостью раскрыть различные аспекты исследуемого предмета, и хотя исчерпывающее освещение всей непрерывности историко-художественного процесса, системности не входило в задачи исследования, тем не менее работа обладает качеством внутренней системности, поскольку предмет рассматривается в закономерном многообразии внутренних связей, и связи эти осмысливаются в их соотносительности и соподчинённости. В изучении исторической поэтики кино автор опирается на исследования М.Е. Храпченко в области эволюции "способов и средств образного освоения мира, их социально-эстетического функционирования, судеб художественных открытий". Опыт советского киноискусства и советского кинотеории - опыт реально-творческого и последовательно осознаваемого нахождения действительных плодотворных связей и глубинных соответствий между эстетикой и системой поэтического выражения, что имеет актуальное значение для современного развития теории кино. Автор рассматривает основные тенденции кинопоэтики 20-3--х гг., оценивает важнейшие открытия в сфере содержания и формы фильма; теоретически исследует два принципиальных подхода к созданию образной структуры "поэтической" и "прозаической"; осмысливает процесс от немого кино к звукозрительному и логику взаимоотношений между визуально-изобразительным и словесными аспектами кинообразности; анализирует типичные композиционные модели произведений в различные периоды как конкретные системы выражения взгляда художника на мир; пытается установить преемственные связи современного кино с открытиями 20-30-х гг. и т. п. Разработка проблем исторической поэтики кино, представленная в диссертации, может стать необходимым звеном для будущих системных исследований - как теоретико-искусствоведческих, так и культурологических. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии. Для киноведов, искусствоведов, культурологов. См. также аннотацию к автореферату. Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1) Свободны: ЧЗ (1) |
778.5 Т666 Третьяк, Е. И. Героический образ в современном советском кино и некоторые проблемы актерского творчества (на материале русского кино) : дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения / Е.И. Третьяк ; Научный рук.: Н.П. Туманова, канд. искусствовед., доцент . - М. : ВГИК, 1978. - 196 с. - Библиогр.: с.178-189. Фильмогр. (Актёры и роли): с.190-196. -
Образ коммуниста в советском художественно-игровом кино Искусство актера художественно-игрового кино--Каскадеры Диссертация Аннотация: Диссертация посвящена некоторым проблемам, связанных с решением героической темы и созданием героического образа в кино на материале мирной будничной жизни, а также актёрского искусства в связи с работой актёров над героической темой. Речь идет как о путях создания этого образа в кино, так и о его влиянии на развитие актёрского искусства. В ходе исследования творческого опыта актёров, работающих над воплощением героического характера прослеживается многообразие стилевых и жанровых особенностей фильмов героического направления, анализируется множество форм существования актера на экране, влияние личности актера на создание образа, анализируется наличие характерных тенденций в актерском творчестве; устанавливается наличие закономерность продолжения и развития традиций русской советской актерской школы. Обосновывая актуальность темы автор определяет понятие героического на разных этапах развития русской и советской культуры. Диссертация базируется на следующих положениях: героика жизни и её отражение на экране, открытие выразительных средств кино - новые возможности создания героического образа на экране, развитие реалистической актерской школы - в процессе над героическими образами; накоплен богатейший опыт, сложились замечательные традиции актерских воплощений героических образов. Значение всего этого непреходяще, актуально для современного кинематографа. Структура работы - введение, две главы, заключение, библиография и фильмография актерских ролей. Для кинематографистов (теоретиков и практиков). См. также аннотацию к автореферату. Доп.точки доступа: Туманова, канд. искусствовед., доцент, Н. П. \научный рук.:.\; Урбанский, Евгений (1935-1965), сов. киноактёр \о нем\; Баталов, Алексей Владимирович (1928-2017), сов. рос. актёр, реж., пед. \о нем\; Ульянов, Михаил Александр. (1927-2007), артист театра и кино, реж., театр. деят., н.а. СССР \о нем\ Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1) Свободны: ЧЗ (1) |
778.5 Ф20 Фам, Нгок Чыонг. Советский историко-революционный фильм и революционное кино Вьетнама : дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03 - Киноискусство и телевидение / Н.Ч. Фам ; Научный рук.: М.П. Власов, канд. искусствовед., доцент. - (на правах рукописи). - М. : ВГИК, кафедра киноведения, 1984. - 165 с. - Библиогр.: с.151-156. Фильмогр.: с.157-164. . -
Образ в художественно-игровом кино Герой и образ в Советском художественно-игровом кино--Образ современника в советском и российском художественно-игровом кино Образ коммуниста в советском художественно-игровом кино Хроникально-документальное кино СССР и России История зарубежного кино--Вьетнам Диссертация Аннотация: Диссертация посвящена исследованию истории советского кино ( в области создания историко-революционного фильма) в сопоставлении с реальным процессом творческой действительности кино Вьетнама. Опираясь на годы обучения во ВГИКе, на работу над "Историей революционного кино Вьетнама (редактор, автор статей), диссертант старается обобщить опыт советского кинематографа и сформулировать важнейшие уроки классики советского историко-революционного фильма, поучительные для нынешнего этапа развития молодого художественного кино Вьетнама. Киноведение - самая молодая отрасль кино Вьетнама, поэтому диссертация - одна из первых работ, пытающихся теоретически осмыслить творческую практику в одной из важнейших проблемно-тематических областей советского кино для осуществления задач, поставленных перед вьетнамским кино (создание историко-революционных фильмов). Практическая значимость работы - помочь мастерам кино Вьетнама в практике воплощения истории революции на экране с учетом опыта советского кино, также автор надеется на совместные исследования с коллегами из Лаоса и Кампучии. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и фильмографии. См. также аннотацию к автореферату. Доп.точки доступа: Власов, канд. искусствовед., доцент, М. П. \научный рук.:.\ Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1) Свободны: ЧЗ (1) |
778.5с(09) З-17 Зайцева, Лидия Алексеевна. Экранный образ времени оттепели (60-80-е годы) : научная монография / Л. А. Зайцева ; Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК), Рос. фонд фундамент. исслед. - М. ; СПб. : Нестор-История, 2017. - 344 с. - Библиогр. св., прим. - в сносках. - ISBN 978-5-4469-1151-6 : 450.00 р., 500.00 р.
Образ в художественно-игровом кино Образ коммуниста в советском художественно-игровом кино Советское киноискусство и русский кинематограф за рубежом--1960-е гг. Советское киноискусство и русский кинематограф за рубежом--1970-е гг.--1980-е гг. Советское киноискусство и русский кинематограф за рубежом--1980-е гг.-1990-е гг. Аннотация: Книга, написанная ярким, образным языком, содержит многогранную информацию о пути кинематографа длинною в двадцать лет. В композиции книги три больших раздела: "Художественный мир фильма (шестидесятые)"; "Структура экранного монолога (семидесятые)"; "В поисках зрителя (восьмидесятые)". Глубокий анализ фильмов этого периода представляет интерес как для широкого круга читателей, так и для профессионалов: кинематографистов, литературоведов, особенно студентов, обучающихся на факультетах гуманитарного профиля. Доп.точки доступа: Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК); Рос. фонд фундамент. исслед. Экземпляры всего: 35 ЧЗ (1), Учеб.ф. (34) Свободны: ЧЗ (1), Учеб.ф. (34) |
778.5.041С Т 66 Третьяк, Е. И. Героический образ в современном советском кино и некоторые проблемы актерского творчества (на материале русского кино) : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. !7.00.03 - Киноискусство / Е. И. Третьяк ; научный рук.: Н. П. Туманова, канд. искусствовед., доцент ; ин-т теории и истории кино Госкино СССР. - (на правах рукописи). - М. : ВГИК, 1978. - 27 с. - Публ. по теме: с.26-27. -
Образ коммуниста в советском художественно-игровом кино Герой и образ в Советском художественно-игровом кино--Образ современника в советском и российском художественно-игровом кино Искусство актера художественно-игрового кино--Каскадеры Авторефераты Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой воплощению героического образа в современном советском кино и некоторым особенностям актёрского мастерства в работе над такими экранными образами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и фильмографии актерских ролей. Глава первая - "Героическая тема в кино и эволюция актерского искусства" - рассматриваются различные способы выражения героического актерскими средствами, влияние различных принципов и манер актерской игры на конечный результат - создание героического образа, взаимосвязь между образом -характером и личностью актера-исполнителя (работы Е. Урбанского, А. Баталова, М. Ульянова). Во второй главе - "Разнообразие форм героического на экране. Проблемы актерского воплощения образа героя" - исследует разнообразие возможностей выражения героической темы актерскими средствами и зависимость этих средств от материала, используемого в кинопроизведении, от его жанровых особенностей, режиссерской позиции, изобразительного решения, а также от индивидуальности самого актёра. В заключении автор, помимо выводов, высказывает ряд практических замечаний, направленных, по его мнению, к дальнейшему развитию и повышению качества произведений на героическую тему (использование возможностей многих жанров- политический фильм, фантастика, комедия и др.), что способствовало бы обогащению актерского мышления, новых граней актерской выразительности, выявлению новых актерских талантов и индивидуальностей. Для кинематографистов. См. также аннотацию к диссертации. Доп.точки доступа: Туманова, канд. искусствовед., доцент, Нина Петровна \научный рук.:.\; ин-т теории и истории кино Госкино СССР Экземпляры всего: 2 ЧЗ (2) Свободны: ЧЗ (2) |
778.5.01.041 М 913 Муриан, Вадим Михайлович. Природа кинематографической образности в свете ленинской теории отражения : автореферат дис. на соискание ученой степ. д-ра философских наук по спец. 09.00.04 - Марксистско - ленинская эстетика / В. М. Муриан ; ВНИИ киноискусства Госкино СССР. - (на правах рукописи). - М. : Ин-т философии АН СССР, 1983. - 48 с. - Публ. по теме: с.47-48. Диссертации в научном фонде библиотеки ВГИКа нет. Есть монография "Художественный мир фильма: кинематографическая образность в свете ленинской теории отражения" (М., 1984).
Образ коммуниста в советском художественно-игровом кино Социалистический реализм Эстетика Теория киноискусства--Общие закономерности развития киноискусства.--Специфика кино Авторефераты Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, главной целью которой является эстетический анализ современных тенденций в создании художественных произведений в кинематографе и критическом осмыслении новых теорий, объясняющих природу кинематографической образности. впервые художественный образ рассмотрен как часть эстетической реальности, которая, как категория, изучена в диссертации как особый слой культуры общества, складывающийся из корпуса художественных произведений, и в эту особую реальность, отраженной в сознании действительности, входят художественные идеи настоящего и прошлого. Особый мир эстетической реальности - это мир, как живущий в сознании художника, так и в сознании людей, воспринимающих искусство. Впервые в данной работе осуществлена попытка дальнейшей разработки и конкретизации особенности кинематографа психологически отождествлять реальную и экранную жизнь и пр. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении представлен выбор темы, научная значимость и новизна, цели и задачи исследования. Первая глава - "Эстетическая реальность: понятие и проблема" - посвящена анализу ряда фундаментальных вопросов, связанных с содержанием категории эстетической реальности и её методологическим значением. Вторая глав - "Фильма как эстетическая реальность" построение художественной реальности в современном фильме, проблема взаимоотношения между изображением и словом, киножанры и их значение в структуре художественной реальности кинематографа, псевдореализм). Третья глава - "Специфика экранного искусства в свете некоторых теоретических представлений о методе социалистического реализма" (способность кинематографического образа трансформировать образную структуру других искусств, участвующих в построении синтетического образа фильма, природа художественной органичности кинематографического образа, искусство монтажного мышления и творчество). В заключении предложены краткие выводы. Материал завершает список работ автора по теме. Для философов, эстетиков, киноведов. Доп.точки доступа: ВНИИ киноискусства Госкино СССР Экземпляры всего: 2 ЧЗ (2) Свободны: ЧЗ (2) |
778.5с(092)1"Эйзенштейн С." К 592 Козлов, Л. К. Кинематограф Эйзенштейна и проблема человеческого образа : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 822 - Киноискусство / Л. К. Козлов. - (на правах рукописи). - М. : Ин-т истории искусств, 1970. - 25 с. - Публ. по теме в конце автореферата. - Б. ц. р. Диссертации в научном фонде библиотеки ВГИКа нет. Есть книги и статьи автора по истории и теории советского кино.
Образ в художественно-игровом кино Образ коммуниста в советском художественно-игровом кино Кинорежиссура художественно-игрового кино Авторефераты Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой исследованию общей концепции человека, выраженной в эйзенштейновских произведениях, об особенностях человеческого образа, в них воплощённого. Автор предполагает рассмотреть проблему человека в трех аспектах: 1) место человека в художественном мире Эйзенштейна; 2) основные определения человека, которые Эйзенштейн трактует в своих фильмах; 3) формы воплощения человеческого образа в эйзенштейновском кинематографе. Концепция человека, выдвинутая Эйзенштейном, развивалась и углублялась внутри образного организма его фильмов, она вырастала в целостной конкретности каждого из них, будучи сопряжена с комплексом решавшихся каждый раз по-новому художественных задач. Работа состоит из двух частей и четырех глав. Первая часть - "Становление кинематографа Эйзенштейна" представляет собой сжатый очерк творческого развития художника, где выделены наиболее существенные моменты, характеризующие каждое из его произведений, состоит из двух глав. В первой главе - "Тетралогия революции (двадцатые годы)" рассматриваются творческие и теоретические работы художника, относящиеся к немому периоду развития кинематографа (театр Мейерхольда, "Монтаж аттракционов", фильмы "Стачка" и "Броненосец "Потемкин", "Октябрь"; "интеллектуальное кино", "Старое и новое". Глава вторая - "История и современность (тридцатые-сороковые годы)"- поездка за границу (1929-1932), обзор сценарных и режиссёрских замыслов; звуковое кино: "Бежин луг",, "Александр Невский", "Иван Грозный". Вторая часть диссертации - "Человек в Эйзенштейновском мире" состоит из двух глав. В третьей главе - "К проблеме единства" - рассматривается вопрос об общих смысловых и структурных закономерностях содержания и формы в искусстве Эйзенштейна на примере "Стачки" и "Ивана Грозного. Четвертая глава - "О человеческом образе" - понятия "изображение персонажа" и "человеческий образ", "изображение" и "образ" - принципиально разделены в его теоретических работах конца 30-х гг.; рассматривается вопрос о содержании концепции человека и смысла человеческого образа в искусстве Эйзенштейна: его историзм, человечность композиции, формирование социально-исторического чувства Он утверждает и узаконивает его в своем зри теле как естественное, индивидуальное, интимное достояние человека - в этом состоит человечность его искусства. Материал завершает список работ автора по теме. Для киноведов, историков советского кино. Доп.точки доступа: Эйзенштейн, Сергей Михайлович (1898-1948), сов. кинореж. \о нем\ Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1) Свободны: ЧЗ (1) |
778.5.041С Г 394 Герои фильмов - коммунисты : научно метод. изд. / Госкино СССР ; авт. - сост.: О. Тенейшвили, К. Огнев. - (информация № 1/336/). - М. : Союзинформкино, 1981. - 63 с. : фот. -
Образ коммуниста в советском художественно-игровом кино Образ Ленина В.И. в кино Великая Отечественная война в изображении советского и российского художественно-игрового кино с 1991 года Борьба за мир Советское киноискусство и русский кинематограф за рубежом--1970-е гг.--1980-е гг. Аннотация: Настоящее издание выпущено в помощь органам кинофикации и кинопроката для проведения тематических показов, вечеров, лекций, зрительских конференций и других мероприятий по фильмам, в которых образ коммуниста получил свое яркое художественное воплощение. Этот материал, равно как и фотовыставка "Коммунисты на экране" (вклейка), сценарии тематических вечеров "Коммунисты, вперед", "Твой современник", "Ленинским курсом мира и разрядки" (см. информацию № 20 "От съезда к съезду") и открываемая в феврале 1981 г. экспозиция "Народ и партия едины" в павильоне "Советская культура" на ВДНХ СССР будет способствовать работе по достойной встрече ": съезда КПСС и по пропаганде и претворению в жизнь решений форума. Издание включает главы: "Лениниана", "Экранный эпос революции", "В годы Великой Отечественной", "В буднях великих строек", "Кинематограф в борьбе за мир", в которых дается обзор фильмов по заявленной теме. Указатели отсутствуют. Доп.точки доступа: Тенейшвили, К. Огнев, О. \авт. - сост.:.\; Госкино СССР Экземпляры всего: 1 АБ (1) Свободны: АБ (1) |