778.5 Т88 Туркин, Валентин Константинович. Драматургия кино : очерки по теории и практике киносценария / В.К. Туркин; Допущено МО РФ в качестве учеб.пособия. - М. : ВГИК, 2007. - 320 с. - ISBN 5-87149-105-7 : 300.00 р.
Теория драматургии художественно-игрового кино Мастерство сценариста Кл.слова (ненормированные): СЦЕНАРИЙ -- КИНОСЦЕНАРИЙ -- КИНОДРАМАТУРГИЯ -- СЮЖЕТ -- КОМПОЗИЦИЯ -- ФАБУЛА, СЮЖЕТ -- МОНТАЖ -- ФИЛЬМ -- НЕМОЙ -- ЗВУКОВОЙ Аннотация: Учебное пособие - переиздание ставшей уже классической книги В.К.Туркина "Драматургия кино", на которой было воспитано не одно поколение отечественных кинодраматургов. В новом издании бережно сохранен текст 1938 года, все особенности языка и стиля В.К.Туркина. В книгу также вошли воспоминания о Мастере его учеников - известных киноведов и сценаристов. Пособие вызовет интерес не столько у профессиональных сценаристов и драматургов, но и у историков кино. Книга предназначена для сценарных и других кинофакультетов, а так же широкого круга читателей, интересующихся драматургией кино Экземпляры всего: 175 Учеб.ф. (153), филиал в Узбекистане (21), ЧЗ (1) Свободны: Учеб.ф. (152), филиал в Узбекистане (21), ЧЗ (1) |
778.5 В898 Вусс, П. Проблема отчуждения и современное киноискусство : дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения (на немецком языке) / П. Вусс ; Научный рук.: А.Л. Дымшиц, д-р филолог. н., проф.; ВГИК, кафедра кинодраматургии. - М. : ВГИК, 1968. - 310 с. - фильмогр.: с.311-312. Библиогр.: с. 313-339. -
Диссертация Аннотация: В настоящей диссертации автор ставит перед собой задачу на основе брехтовского понятия "отчуждение" найти такой подход к анализу произведения киноискусства, который дает возможность рассмотреть под единым углом зрения различные вопросы композиции фильма и одновременно является отправной точкой для содружества нескольких научных дисциплин. Эти исследования должны опираться на достижения таких наук как психология и социология. Они требуют от киноведения постановки четко сформулированных проблем, которые могут быть решены с помощью других наук и результат проверяется экспериментальным путем. Синтетический характер киноискусства позволяет использовать результаты современного театроведения и литературоведения, в которых видное место занимает эстетика Б. Брехта и его эстетическое наследие может быть принято для повышения научного уровня современного киноведения. Используя метод Брехта в киноискусстве, следует исходить из осознания ведущей идеи, основного принципа, стоящего в центре всех теоретических работ Брехта. Таким принципом является так называемое "отчуждение". Первая глава посвящена понятию "отчуждения" и как принципу художественного анализа вообще. Вторая часть диссертации посвящена рассмотрению целого ряда новых фильмов под единым углом зрения, а именно - исходя из проблемы отчуждения (на примере буржуазного и социалистического кинематографа). В диссертации анализ фильмов проводится как серия экспериментов. Работа с новым понятием показала его большую адекватность изучаемому объекту. Новое понятие несколько точнее, чем у Брехта, т. к. дает в результате его семантической однозначности изучать определяемые им явления с привлечением некоторых дополнительных научных дисциплин, в частности кибернетики, терминология которой позволяет расширить связи с психологией и социологией. Понятие отчуждения плодотворно потому, что оно дает возможность систематического включения воздействия произведения искусства в его анализ. Традиционные и новые, простые и сложные формы становятся более обозримым и. С помощью информационно-психологических представлений становится возможным рассмотрение комедии и трагедии под единым углом зрения. Понятие отчуждения, опирающееся на основные положения кибернетики и информационной психологии, проще, чем многие старые его определения. Они позволяют эффективно изучать проблемы творческого метода и дают возможность получения алгоритма для анализа фильма. Для киноведов. См. также аннотацию к автореферату. Доп.точки доступа: Дымшиц, д-р филолог. н., проф., А.Л. \научный рук.:.\ Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1) Свободны: ЧЗ (1) |
778.5 Н428 Недугов, Е. И. Авторская речь в сценарии и фильме : дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения / Е. Недугов ; Научный рук.: М.С. Григорьев, проф.; ВГИК, кафедра драматургии кино. - М. : ВГИК, 1863. - 295 с. - Библиогр.: с.260-282. Фильмогр.: с.282-295. -
Диссертация Аннотация: Диссертация посвящена исследованию дикторского текста в кинофильмах - разнообразие его использования, выявление его роли в изображении или особую функцию в системе выразительных средств. Задача автора обобщить выводы и предложения, которые могли бы быть полезными в практической работе, а также в обучении сценарному мастерству и режиссуре. В соответствии с этим в работе анализируются такие качества, как наглядность, лаконизм авторской речи в сценарии. Рассматривается также значение дикторского текста в композиции фильма и построении сюжета, в развитии конфликта, связь дикторского текста с системой образов, характеров, изобразительным решением и с другими формами речи: диалогом, монологом и т. д. Попытаться определить природу дикторского текста в сценарии и фильме, проследить его развитие и его возможное будущее - такова вспомогательная задача исследования. Дикторский текст - почти неизученный драматургический прием. Имеются ряд статей, в которых он затрагивается попутно, но теоретически разрабатывать эту тему диссертанту пришлось самостоятельно. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и фильмографии исследованных картин. Для кинодраматургов, режиссёров. См. также аннотацию к автореферату. Доп.точки доступа: Григорьев, М.С. \научный рук.:.\ Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1) Свободны: ЧЗ (1) |
778.5 Н428 Недугов, Е. И. Авторская речь в сценарии и фильме : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения / Е. Недугов ; Научный рук.: М.С. Григорьев, проф.; ВГИК, кафедра кинодрам. - М. : ВГИК, 1963. - 18 с. -
Авторефераты Аннотация: Автореферат раскрывает содержание диссертации, посвящённой исследованию роли дикторского текста в фильме. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и фильмографии. Во введении определяются цели и задачи, метод исследования; даются краткие сведения из истории вопроса. Первая глава - "Природа и формы дикторского текста" содержит 4 позиции и 5 - выводы. Она рассматривает авторскую речь в ремарке сценария, как вид авторских отступлений, изменение авторской речи при переходе в дикторский текст, проблему авторства дикторского текста в сценарии и в фильме. Вторая глава - "Роль и характер дикторского текста" - содержит 9 позиций и 10- выводы. В этой главе рассматривается дикторский текст как драматургический прием выражения идеи фильма; создание образа народа, эпоса; авторские комментарии, дополнительные сведения; ознакомление зрителей с героями, их характеристика; раскрытие внутреннего мира героя; Эмоциональная окраска, многообразие стилистических вариаций дикторского текста; композиционная роль (время и пространство); организация сюжета и развитие конфликта; автор - действующее лицо. Глава третья- "Дикторский текст и другие выразительные средства" - содержит шесть позиций и 7-я -выводы. Рассматриваются принципы сочетания с другими выразительными средствами, дикторский текст и различные планы изображения, сочетание с монологом, диалогом; интонация, пауза, подтекст, надписи на экране и музыка. В заключении - обобщение результатов исследования. Гибкое и очень выразительное средство - дикторский текст требует глубокого изучения специфики киноискусства и стилистики литературного языка. Недостатки использования дикторского текста также указаны автором, названы причины недоработок и предложены пути их устранения. В работе проанализирован дикторский текст почти всех художественных картин (около 70-и); установлено, что в период с 1954 по 1962 он применялся как выразительное средство более шестидесяти раз. И в зарубежных, и в советских фильмах используется авторская речь в самых разнообразных формах, и то, что считалось раньше экспериментом, входит в широкую практику. Авторский голос - не случайный прием, а одно из перспективных художественных средств в улучшении качества фильма. См. также аннотацию к диссертации. Доп.точки доступа: Григорьев М.С., проф. \научный рук.:.\ Экземпляры всего: 2 ЧЗ (2) Свободны: ЧЗ (2) |
778.5 Ф 86 Фрейлих, Семен Израилевич. Киноискусство: теория и практика : научное изд. / С.И.Фрейлих ; ВГИК им. С.А.Герасимова; предисл.: К.Э.Разлогов. - М. : Трикста: Академ. проект, 2016. - 560 с. : порт. - (Технологии культуры). - Библиогр. в сносках. - 1000 экз.. - ISBN 978-5-8291-1861-7 (Академ. проект). - ISBN 978-5-904954-37-6 (Трикста) : 220.00 р. Содержание: Разлогов, Кирилл Эмильевич. Семен Фрейлих: разведчик, историк и теоретик кино / К. Э. Разлогов. - С .5-8 Фрейлих, Семен Израилевич. Часть первая. История кино: основные этапы развития кинематографа : Из книг "Золотое сечение экрана" (М., 1976. Гл. 1-3), "Чувство экрана" (М., 1972. Гл. 4) / С. И. Фрейлих. - С .9-192 Фрейлих, Семен Израилевич. Часть вторая. Концепция личности и проблема героя : Из книги "Золотое сечение экрана" (М., 1976. Гл.5,6) / С. И. Фрейлих. - С .193-250 Фрейлих, Семен Израилевич. Часть третья. Проблема жанров в киноискусстве : Из книг "Золотое сечение экрана" (М., 1976. Гл. 7), "От Эйзенштейна до Тарковского" (М., 2015. Гл. 8) / С. И. Фрейлих. - С .251-408 Фрейлих, Семен Израилевич. Часть четвертая. Теория кинодраматургии : Из книги "Драматургия экрана" (М., 1961. Гл. 13-15) / С. И. Фрейлих. - С .409-501 Фрейлих, Семен Израилевич. Часть пятая. Занимательное киноведение. (Воспоминания автора) : Из книги "Я жил, чтобы себя отдать..." (М., 2015. Гл. 16-22) / С. И. Фрейлих. - С .501-550 Фрейлих, Семен Израилевич. Речь, которая не была произнесена : Печатается по стенографическому отчету: "Пятый съезд кинематографистов СССР. 13-15 мая 1986 г." (М.: Всесоюз. бюро пропаганды киноискусства СК СССР, 1987) / С. И. Фрейлих. - С .551-558
Теория драматургии художественно-игрового кино Жанры и тематические виды драматургии художественно-игрового кино История кино СССР и России Биография деятелей советского и российского кино.--Кинорежиссеры--Эйзенштейн С.М. Биография деятелей советского и российского кино.--Кинорежиссеры--Тарковский А. Биография деятелей советского и российского кино.--Кинорежиссеры--Кулешов Л.В. Биография деятелей советского и российского кино.--Кинорежиссеры--ГОГОБЕРИДЗЕ ЛАНА Биография деятелей советского и российского кино.--Актеры--Крючков Н. Аннотация: Один из крупных теоретиков российского кино С.И.Фрейлих создал целый ряд работ по различным аспектам киноискусства. В данное издание вошли избранные главы этих трудов: "Золотое сечение экрана" (М., 1976), "Чувство экрана" (М., 1972), "Драматургия экрана" (М., 1961), "От Эйзенштейна до Тарковского" (М., 2015), "Я жил, чтобы себя отдать..." (М., 2015), посвященные теоретическим основаниям создания и функционирования фильма, жанровой структуре киноискусства, проблемам сценарной, режиссерской, операторской и актерской профессий, различным направлениям и стилям в кинематографе. Книга адресована студентам и преподавателям творческих специальностей, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами киноискусства. Доп.точки доступа: Разлогов , Кирилл Эмильевич \авт. предисл.\; Эйзенштейн, Сергей Михайлович (1898-1948), сов. кинореж. \о нем\; Тарковский, Андрей Арсеньев. (1932-1986), рос. кинореж. \о нем\; Кулешов, Лев Владимирович (1899-1970), сов. кинореж., теоретик кино \о нем\; Гогоберидзе, Лана Левановна (1928), груз. кинореж. , н.а. Груз. ССР \о ней\; Крючков, Николай Афанасьевич (1904-1995), сов. актёр кино (1909-1994) \о нем\ Экземпляры всего: 1 АБ (1) Свободны: АБ (1) |
778.5.04.072:8.01-2/29 А 79 Арабов, Юрий Николаевич. Жанр как машина эмоций(Начальные главы большой книги) : учебное пособие / Всероссийский государственный институт кинематографии им.С.А.Герасимова. - М. : ВГИК, 2020. - 58 с. - ISBN 978-5-87149-232-1
Теория драматургии художественно-игрового кино Образ в художественно-игровом кино Кл.слова (ненормированные): Молчание ягнят(худ.ф.) -- Колодец и маятник(худ.ф.) Аннотация: В учебном пособии представлены главы будущей книги о жанрах известного писателя и сценариста, заведующего кафедрой драматургии кино, руководителя мастерской, профессора Ю.Н.Арабова. Предназначено для обучения сценаристов, а так же для всех, интересующихся вопросами теории драматургии Доп.точки доступа: Кубрик, Стэнли (1928-1999), амер. кинореж.; Николсон, Джек (1937), амер. акт. кино, сц., реж., прод.; Скотт, Ридли (1937), англ. реж., прод., сц., раб. в США; Ардженто, Дарио (р.1940), ит. критик, продюсер, кинореж.; Корман, Роджнр Уильям (1926), амер. реж., акт.; Торо, Гильермо(реж.) Экземпляры всего: 50 ЧЗ (1), филиал в Узбекистане (1), АБ (48) Свободны: ЧЗ (1), филиал в Узбекистане (1), АБ (48) |
778.5.04.072:8.01-2 В 898 Вусс, П. Проблема отчуждения и современное киноискусство : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 822 - Киноискусство / П. Вусс ; научный рук.: А. Л. Дымшиц, д-р филолог. н., проф. ; Ин-т философии АН СССР, сектор эстетики. - (на правах рукописи). - М. : ВГИК, 1968. - 35 с. - Пер. с немецкого. - Публ. по теме: с.35. -
Авторефераты Аннотация: Автореферат представляет собой перевод краткого содержания диссертации "Проблема отчуждения в современном киноискусстве", написанной на немецком языке. Автор делает попытку сделать опыт Брехта полезным в кинематографии и для этого избрал проблему отчуждения. В первой главе конкретно-аналитической части диссертации задача, в основном, заключалась в том, чтобы проверить понятие отчуждения на киноведческом материале, а также продемонстрировать пригодность теории отчуждения для систематического анализа вообще. Во второй главе появляется новая задача. Диссертант стремится подвергнуть исследованию социалистические фильмы, посвящённые совершенно новой действительности, явлениям жизни в мире социализма, в мире, художественным освоением которого Брехт не успел заняться столь же подробно, как освоением мира буржуазной действительности. Ясно, что отдельные односторонние взгляды драматурга могут быть дополнены, уточнены формулировки в рамках эстетической теории ( проблемы композиции и сюжета). В заключении автор говорит о важности обогащения познания действительности и её эстетической трансформации, а также о развитии киноведения для более полного анализа художественной формы в искусстве. Работа состоит из двух глав, заключения, фильмографии и библиографии. См. также аннотацию к диссертации. Доп.точки доступа: Дымшиц, д-р филолог. н., проф., А.Л. \научный рук.:.\; Ин-т философии АН СССР, сектор эстетики Экземпляры всего: 1 ЧЗ (1) Свободны: ЧЗ (1) |
778.5с(Казах.) С 50 Смаилов, К. Тенденции и проблемы становления казахской советской кинодраматургии. (1937-1973) : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 170003 - Киноискусство / К. Смаилов ; научный рук.: А. Тажибаев, д-р филолог. н. ; ВГИК. - (на правах рукописи). - Алма-Ата : Ин-т лит. и искусства им. М. Ауэзова АН Кахаз. ССР, 1975. - 19 с. - Публ. по теме: с.19. -
Теория драматургии художественно-игрового кино Мастерство сценариста Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой исследованию становления и развития казахской кинодраматургии. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, публикаций по теме, списка сценаристов казахского художественного кино, фильмографии и библиографии. Глава первая - "Тенденции становления казахской советской кинодраматургии". Глава вторая - "Соотношение факта и вымысла в сценариях о конкретных исторических личностях и событиях прошлого". Глава третья - "Проблемы экранизации в казахской кинодраматургии". Глава четвертая - "Проблемы сюжета и характера в сценариях о современности". Киноискусство Казахстана, выросшее на плечах зрелой художественной литературы, театрального искусства, музыкальной культуры казахского народа, в настоящее время превратилось в важную область развитой национальной культуры. Основой существования и условием дальнейшего развития казахского кинематографа является кинодраматургия. У неё действующий состав кадров профессиональных сценаристов; она имеет все жанры и виды, присущие современной кинодраматургии. Для аналитики были взяты сценарии, которые отражают основные тенденции и явления кинодраматургии, подтверждают суждения и выводы автора. Для историков советского кино. См. также аннотацию к диссертации. Доп.точки доступа: Тажибаев, д-р филолог. н., А. \научный рук.:.\; ВГИК Экземпляры всего: 2 ЧЗ (2) Свободны: ЧЗ (2) |