Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


Электронный каталог библиотеки ВГИК (на русском языке) - результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
в найденном
 Найдено в других БД:Диссертации (18)Аналитическая роспись статей журналов по киноведению (1)Аналитическая роспись статей литературных и технических журналов (1)
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>S=Научное и научно-популярное кино<.>)
Общее количество найденных документов : 50
Показаны документы с 1 по 20
 1-20    21-40   41-50 
1.
778.5(085)
А 68


   
    Аннотированный каталог учебных и научных фильмов на 1 января 1935 года : справ. изд. / ред.: Н. Гринфельд. - М. : Кинофотоиздат, 1935. - 109 с. - Тем. список: с.5-13. Алф. указ.: с.104-109. - Б. ц.
УДК
Рубрики: Фильмография
   Учебное кино

   Научное и научно-популярное кино

Аннотация: В данный каталог включены все новые учебные фильмы выпущенные за период с 1932 по 1934 гг. Кроме них, в аннотированный каталог вошли фильмы научные, научно-популярные и санитарно-просветительные, пригодные для лекционной, клубной-кружковой и внешкольной работы. Весь каталог состоит из ряда разделов, соответствующих отдельным отраслям промышленности и культурного строительства. Для облегчения работы с каталогом даны тематический список фильмов и алфавитный. Это первая попытка дать исчерпывающие сведения о фильмах такого назначения, поэтому возможны недочеты. С каждым годом кино все больше внедряется в учебную работу и его возможности в учебном процессе неисчерпаемы.


Доп.точки доступа:
Гринфельд, Н. \ред.:.\
Экземпляры всего: 10
АБ (10)
Свободны: АБ (10)
Найти похожие

2.
   778.5
   Ж421


    Ждан, В.
    Военный фильм в годы Великой Отечественной войны : дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения / В. Ждан ; ВГИК, кабинет киноведения, отдел рукописей. - М. : ВГИК, 1946. - 177 с. - Фильмогр. (приложение): с.1-55 в конце дис.
Автореферата диссертации в научном фонде библиотеки ВГИКа нет. Есть книга с одноимённым названием - М.: Госкиноиздат, 1947 г.
УДК
Рубрики: Советское киноискусство и русский кинематограф за рубежом--Великая Отечественная война
   Великая Отечественная война в изображении советского и российского художественно-игрового кино с 1991 года

   Хроникально-документальное кино СССР и России

   Научное и научно-популярное кино

   Учебное кино

Аннотация: Настоящая диссертация является первой попыткой исследования развития военной кинематографии в годы Великой Отечественной войны: от первых военных фильмов для населения - к фильмам, обобщающим героический опыт Советских Вооруженных Сил, их организацию, искусство, тактику; попыткой рассказать о фильмах, которые были призваны и мобилизованы для задач непосредственной помощи фронту. Работа состоит из 14 разделов : 1. "О военном фильме"; 2. "Военная тема на довоенном экране"; 3. "На экранах первых дней войны"; 4. "Инструктивно-пропагандистская серия"; 5. "Военно-популярная серия"; 6. "Кино-курс для всеобщего военного обучения"; 7. "Фильмы второго года войны"; 8. "Тактика на экране"; 9. "Немецкая оборона и её преодоление"; 10. "Пехота в бою"; 11. "Опыт войны и тактический фильм"; 12. "Военно-морская тема"; 13. "Тема войны на широком экране"; 14. "Заключение", в котором автор формулирует выводы о значении военной кинематографии для оборонной мощности страны. Завершается работа приложением - фильмография картин о Великой Отечественной войне в хронологическом порядке. Для киноведов, историков советского кино, преподавателей.

Экземпляры всего: 2
ЧЗ (2)
Свободны: ЧЗ (2)
Найти похожие

3.
   778.5
   А589


    Альтшулер, Борис Абрамович.
    Вопросы композиции и языка сценария научно-популярного фильма : дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведческих наук / Б.А. Альтшулер ; Рук. дис.: В. К. Туркин, проф. - М. : ВГИК, 1954. - 247 с. - Библиогр.: с.240-245. Фильмогр. (сцен. + монтаж. л., фильмы): с.245-247.
Автореферат в научном фонде библиотеки ВГИКа отсутствует.
УДК
Рубрики: Научное и научно-популярное кино
   Учебное кино

   Диссертация

Аннотация: Настоящая диссертация посвящена исследованию формы и языка научно-популярных фильмов. Задача состоит в том, чтобы изучить условия, благодаря которым можно наилучшим образом донести до зрителя содержание научно-популярных фильмов, сделать их доступными и увлекательными для широкого зрителя. Работа разделена на ряд этапов в соответствии с этапами творческой работы над сценарием. Глава 1 - "Тема и материал"; глава 2 - "Основы композиции фильма" , куда включено несколько положений: последовательность изложения, анализ фильма "Они видят вновь" (как продолжение предыдущей позиции), специфические условия изложения научного содержания в фильме, взаимообусловленность ясности и увлекательности изложения, преодоление препятствий, художественный образ, сравнения, тропы, фигуры. Глава 3 - "Слово в научно-популярном фильме" - включает две позиции: взаимосвязь слова и кадра, дикторский текст. Глава 4 - "Приемы осуществления фильма". Глава 5 - "Выводы". Диссертация состоит из предисловия, пяти глав, библиографии и фильмографии. Для кинематографистов, работающих в области научно-популярного кинематографа, преподавателей.


Доп.точки доступа:
Туркин, проф., В.К. \рук.дис.:.\
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)
Найти похожие

4.
   778.5(085)
   А 68


   
    Аннотированный каталог фильмов действующего фонда. Выпуск 1: Научно - популярные и сельскохозяйственные фильмы : фильмогр. / мин. культ. СССР ; сост.: Р.В. Бахрах, Н.А. Журавлев; Г.Б. Григорьев ; ред.: Н.М. Яковлев. - М. : Главн. управ. кинофикации и кинопроката, 1954. - 208 с. - Тем. указ.: с. 180-192. Алф. указ.: с.193-207. - Б. ц. р.
УДК
Рубрики: Фильмография--Советское киноискусство--Научно-популярное кино
   Научное и научно-популярное кино

Аннотация: Настоящий каталог включает основной фонд научно - популярных, учебных фильмов и киножурналов, предназначенных для общего экрана. Всего в каталог вошло 937 названий полнометражных и короткометражных фильмов и отдельных очерков в журналах№Новости сельского хозяйства" и "Наука и техника". Каталог состоит из двух разделов. Первый - основная часть - содержит кратко аннотированный список фильмов и очерков из киножурналов. Все названия сгруппированы по отраслям знания: Естественные науки; Сельское хозяйство; Техника и строительство; Медицина, физкультура и спорт; Культура и искусство; О мерах противопожарной охраны, о правилах уличного движения (внутри каждой отрасли названия расположены по алфавиту). Второй раздел - вспомогательный - содержит три указателя: список киножурналов в прокате; тематический и алфавитный указатели фильмов и очерков. Для работников киносети и кинопроката.


Доп.точки доступа:
Бахрах, Р.В. \сост.\; Григорьев, Г.Б. \сост.:.\; Журавлев, Н.А. \сост.\; Яковлев, Н.М. \ред.\; Мин. культ. СССР
Экземпляры всего: 1
АБ (1)
Свободны: АБ (1)
Найти похожие

5.
   778.5
   Н194


    Назарьян, Н.
    Эстетические проблемы научно-популярной кинематографии (новые тенденции развития) : дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения / Н. Назарьян ; Научный рук.: В.Н, Ждан, канд. искусствовед., доцент; ВГИК, кафедра киноведения. - М. : ВГИК, 1967. - 218 с. - Библиогр.: с.208-218. - Б. ц. р.
УДК
Рубрики: Научное и научно-популярное кино
   Диссертация

Аннотация: Настоящая диссертация посвящена не только исследованию особенностей научно-популярного фильма, но и определению его места в общей системе художественных связей, раскрытию сущности научно-художественного синтеза как высшего эстетического принципа научно-популярной кинематографии, выявлению новых тенденций её развития. Взаимоотношения образа и понятия, предмета и метода, проблемы мастерства одинаково волнуют всех, кто посвятил себя сложному искусству научной популяризации. В данной работе затрагиваются только творческие проблемы собственно научно-популярной кинематографии. Материал охватывает преимущественно фильмы последнего десятилетия. Диссертация состоит из вступления, трех глав, заключения и библиографии. В первой главе выясняются принципы научной популяризации средствами кино, взаимоотношения науки и искусства, образа и понятия, их гносеологическая природа. Вторая глава посвящается выяснению сущности научно-художественного синтеза в киноискусстве (процесс познания, красота и драматизм человеческого познания, методы решения научных проблем и творческий подход к ним, творческий принцип и метод художественного обобщения). "Природа художественного образа научно-популярного фильма заложена в стремлении творчески переосмысливать факты, не отступая от их научной достоверности, в умении обобщать их, составляя образ как бы из элементов этого явления". В третьей главе рассматривается поиск новых средств художественной выразительности (публицистика, документ, актерские приемы игрового кино, реконструкция факта, монтаж, закадровый голос, мультипликация; образ-характер ученого). В заключении автор останавливается на том, что понятие научной популяризации становится всё более разносторонним и сложным. Новые тенденции развития научно-популярного кино свидетельствуют о творческих поисках в решении насущных задач пропаганды последних достижений науки. Для работающих в области научно-популярного кинематографа. См. также аннотацию к автореферату.


Доп.точки доступа:
Ждан, канд. искусствовед., доцент, В.Н. \научный рук.:.\
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)
Найти похожие

6.
778.5.05:001
Н 19


    Назарьян, Н.
    Эстетические проблемы научно-популярной кинематографии (новые тенденции развития) : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения / Н. Назарьян ; научный рук.: В. Н. Ждан, канд. искусствовед., доцент. - (на правах рукописи). - М. : ВГИК, 1967. - 19 с. - Публ. по теме: с.19. -
УДК
Рубрики: Научное и научно-популярное кино
   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой исследованию сущности научно-художественного синтеза как высшего эстетического принципа научно-популярной кинематографии и выявлению новых тенденций её развития. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Основное содержание раскрывается в трех главах. Глава первая - "Союз науки и искусства" ("Принципы научной популяризации средствами кино", "О понятии и образе", "Иллюстративность - враг научно-популярного кино"). Вторая глава - "Искусство научной популяризации как выражение научно-художественного синтеза" ("Расширение сферы эстетического", "Предмет научно-популярного фильма", "Методы воплощения научного содержания", "Художественно-образные средства"). Третья глава "Поиски новых средств художественной выразительности" ("Обогащение языка научно-популярного фильма", "Образ человека в научно-популярном кино"). В заключении - итоги и о развитии новых тенденций в научно-популярном кино. См. также аннотацию к диссертации.


Доп.точки доступа:
Ждан, канд. искусствовед., доцент, В.Н. \научный рук.: .\
Экземпляры всего: 2
ЧЗ (2)
Свободны: ЧЗ (2)
Найти похожие

7.
778.5(085)
А 68


   
    Аннотированный каталог фильмов действующего фонда : каталог. Ч.2:. Научно-популярные и учебные фильмы / ком. по кинематографии при сов. мин. СССР, управление кинофикации и кинопроката ; ред. А. Г. Назарова. - М. : Искусство, 1968. - 639,[1] с. - Указ. тем.: с.503-584. Алф. указ.: с.585-639. - 144.00 р.
УДК
Рубрики: Фильмография
   Научное и научно-популярное кино

   Учебное кино

Аннотация: Аннотированный каталог фильмов действующего фонда представляет выпускные данные по разделам научно-популярные и учебные фильмы. Для удобства пользованием каталогом даны тематический и алфавитный указатели. Для кинематографистов.


Доп.точки доступа:
Назарова, А.Г. \ред.\; Ком. по кинематогр. при Совете министров СССРУправление кинофикации и кинопроката
Экземпляры всего: 1
АБ (1)
Свободны: АБ (1)
Найти похожие

8.
778.5
О-75


   
    Основы классификации научных фильмов : рекомендовано методсоветом ВУЗа / ВГИК. Каф.режиссуры док.,научн-популярн. и учебн.ф. - М. : ВГИК, 1971. - 36 с. - Б. ц.
ГРНТИ
УДК
Рубрики: Кино
   Научное и научно-популярное кино



Доп.точки доступа:
ВГИК. Каф.режиссуры док.,научн-популярн. и учебн.ф.
Экземпляры всего: 17
Учеб.ф. (15), ЧЗ (2)
Свободны: Учеб.ф. (15), ЧЗ (2)
Найти похожие

9.
   Р
   Н74


    Новогрудский, Г. С.
    Сокровища Пылающих скал : повесть / Г.С. Новогрудский, Е.Ф. Шерстобитов. - М. : Мол. гвардия, 1971. - 111 с. : ил. (8 л.). - (Твой ровесник). - 100000 экз.. - 00.21 р.
УДК
Рубрики: Художественная литература--Русская--Россия, XX в. -
   Научное и научно-популярное кино

   Сценарии художественно-игрового кино--Сокровища пылающих скал

Аннотация: Эта повесть была написана после съёмок одноимённого фильма (1969г.) писателем Герцелем Самойловичем Новогрудским и режиссёром фильма Евгением Фирсовичем Шерстобитовым, хотя обычно существует сценарий или литературная основа, по которым делается картина. " Сокровища Пылающих скал" - это лента снятая в приключенческом жанре с научно-популярным уклоном: действие фильма происходит на научно-исследовательском судне в океанологической экспедиции и у берегов Африки; помощь африканцам в борьбе за независимость, тайны истории и зарождение большой дружбы; наконец, счастливое завершение целой цепи событий. В конце книги авторы рассказали о некоторых эпизодах во время съёмок фильма; о том, как самоотверженно снимались юные актёры, как порой трудно создаётся этот волшебный мир, имя которому - кино (некоторые моменты запечатлены на фотографиях, включённых в книгу). Для любителей приключений и путешествий.


Доп.точки доступа:
Шерстобитов, Е.Ф.
Экземпляры всего: 1
АБ (1)
Свободны: АБ (1)
Найти похожие

10.
   778.5
   А465


    Александров, Е.
    Кинематограф как средство передачи научной информации : дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения / Е. Александров ; ВГИК, кафедра режиссуры док. и научного фильма. - М. : ВГИК, 1972. - 270 с. - Библиогр.: с.244-262 (238 назв.). Фильмогр.: с.263-270.
Автореферат в научном фонде библиотеки ВГИКа отсутствует.
УДК
Рубрики: Научное и научно-популярное кино
   Учебное кино

   Воспитательная роль киноискусства

   Виды кино и фильмы специального назначения--Неигровое кино. Исползование кино в науке и технике

   Диссертация

Аннотация: Настоящая диссертация посвящена исследованию закономерностей кинематографического языка при передаче научной информации в учебном кинематографе. Материал отбирался для предоставления внутренних и внешних закономерностей учебного кино в виде взаимосвязанной и взаимовытекающей системы. В первой главе на примере анализа фильмофонда двух факультетов МГУ дается характеристика использования кинематографа в учебном процессе высшей школы, который подтверждает необходимость теоретического решения многих проблем учебного кино. Вторая глав является ключевой для данной работы - "Анализ научного кинематографа. Определение метода и предмета исследования" - представлены все разновидности кинематографа, используемые для передачи научной информации (научно-исследовательский кинематограф, научно-популярный кинематограф, учебный). Рассматриваются как общие закономерности, характеризующие предмет теории научного кино, так и специфические, определяющие различия составных частей. Выявляются связи и подчиненности, влияющие на взаимодействие кинематографа с наукой, искусством, педагогическим процессом. В результате делается попытка применить к предмету исследования системно-структурный подход, чтобы определить существование научного кинематографа со своим кругом теоретических вопросов, соотнести проблематику научного кино с аналогичными проблемами других научных дисциплин. В конце главы рассматривается возможность изучения языка кино с позиций семиотики. В третьей главе - "Научный кинематограф как эстетическое явление" - используются достижения современной эстетики для рассмотрения характера взаимоотношений научного кино с искусством. Глава четвертая - "Перспективы использования кинематографа при управлении процессом обучения по принципам теории поэтапного формирования умственных действий" - делается попытка прогнозирования участия кинематографа в одной из новых прогрессивных методик обучения. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, заключения, библиографии и фильмографии. Для кинематографистов, работающих в научном, учебном и научно-популярном кино, педагогов.

Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)
Найти похожие

11.
   778.5
   В193


    Васильков, И.
    Идейно-тематическая концепция и ее воплощение в искусстве кинопопуляризации : дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения / И. Васильков ; ВГИК, кафедра кинодраматургии. - М. : ВГИК, 1973. - 184 с. + приложения (3 позиции). - Библиогр. публ. авт.: с.167-168. Библиогр.: с.169-178. Фильмогр.: с.179-184. -
УДК
Рубрики: Научное и научно-популярное кино
   Диссертация

Аннотация: Настоящая диссертация посвящена изложению авторской идейно-тематической концепции и её воплощению в научно-популярном фильме. Идея как главная мысль автора, а тема - круг вопросов определённого материала, то, применительно к искусству кинопопуляризации, идея , воплощённая в теме, должна приобрести определённую форму в сценарии для воссоздания замысла. В научном кино изучение материала включает два этапа: изучение предмета популяризации, которому будет посвящён фильм и второй - углублённое изучение материала в рамках избранной темы - на этом этапе окончательно формируется авторский замысел и представление о форме его воплощения. Рассматривается отношение содержания и формы, единства и противоречий, традиций и новаторства. Автор диссертации дает также обзор некоторых работ по выбранной теме, рассматривает роль популяризатора науки в современном мире. Диссертация является естественным продолжением предыдущих работ автора по искусству кинопопуляризации и комплексный подход к анализу творческой практики он считает единственно плодотворным. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии, фильмографии и списка авторских работ. Для работающих в данной сфере кинопроизводства. См. также аннотацию к автореферату.

Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)
Найти похожие

12.
778.5.05:001
В 193


    Васильков, И.
    Идейно-тематическая концепция и ее воплощение в искусстве кинопопуляризации : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения / И. Васильков ; Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. - (на правах рукописи). - М. : ВГИК, 1973. - 29 с. - Публ. по теме в конце изд. -
УДК
Рубрики: Научное и научно-популярное кино
   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой идейно-тематической концепции и её воплощению в искусстве кинопопуляризации, основанной на нескольких творческих этапах: изучение темы, углублённое изучение в рамках темы к сценарию и определению содержания и формы для воссоздания выбранной темы на экране. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и фильмографии анализируемых фильмов. В первой главе "Наука и кинопопуляризатор" рассматривается общественная функция в эпоху НТР, её влияние на содержание и форму популярных кинопроизведений. Во второй главе обобщаются результаты исследования, посвящённого взаимовлиянию содержания и формы в искусстве кинопопуляризации. В третьей главе -"Единство и противоречия" - частные проблемы содержания и формы, их единство и противоречия рассматриваются в сопоставлении с наиболее типичными примерами из творческой практики. В четвертой главе "Традиции и новаторство" прослеживаются общие закономерности, присущие развитию современного искусства кинопопуляризации, анализируются некоторые стороны общей проблемы традиций и новаторства, в связи с новым научным содержанием, порождающих постоянный поиск новых средств его выражения. В заключении - краткий итог изложенных проблем (творческие поиски, освоение нового научного содержания, перспективы развития жанров). Для работающих в сфере кинопопуляризации. См. также аннотацию к диссертации.


Доп.точки доступа:
Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР
Экземпляры всего: 2
ЧЗ (2)
Свободны: ЧЗ (2)
Найти похожие

13.
778.5.05:001
Я 76


    Ярополов , Ярослав Александрович.
    Научное кино и его роль в формировании материалистического мировоззрения : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03.- Киноискусство / Я. А. Ярополов ; ин- т теории и истории кино Госкино СССР; акад. общ. наук при ЦК КПСС. - (на правах рукописи). - М. : Академ. общ. наук при ЦК КПССС, 1974. - 17 с. - Публ. по теме в конце автореферата.
Диссертации в научном фонде библиотеки ВГИКа нет.
УДК
Рубрики: Научное и научно-популярное кино
   Авторефераты

Аннотация: Настоящий автореферат раскрывает содержание диссертации, посвящённой теме теории научного кинематографа. Автор опирается на материалы научных конференций, посвященным проблемам научного кино, на работы и труды ученых, на анализ наиболее значительных произведений научно - популярного кино. Цели и задачи исследования: выявить и обосновать воспитательную роль научного кино (формирование материалистического мировоззрения как основная определяющая функция); определить место и значение научного кино в народном образовании; исследовать синтез эмоционального и логического в научном фильме и представить его как отличительную особенность искусства кинопопуляризации. Структура диссертации: введение, три главы, заключение. Во введении - общие проблемы научного кинематографа; обзор литературы по теме, задачи. Глава первая - "Формирование мировоззрения как цель научной кинопопуляризации" (воспитательная роль научных фильмов). Глава вторая "Кино в системе просвещения" (учебный кинематограф и его задачи). Глава третья - "Соотношение эмоционального и логического в научно - популярном сценарии и фильме. Драматургия мысли" (анализ двух типов мышления; анализ картин). В заключении - выводы и некоторые рекомендации по развитию теории научного кинематографа.


Доп.точки доступа:
ин-т теории и истории кино Госкино СССР; Акад. обществ. наук при ЦК КПСС
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)
Найти похожие

14.
778.5
И90


   
    История советского кино.1917-1969 : в 4 т. т.3. 1941-1952 / Ин-т истории иск-в Мин-ва культ.СССР; Научно-исслед.ин-т теории и истор.кино ГОСКИНО СССР ; Редкол.Х.Абул-Касымова. - М. : Иск - во, 1975. - 317 с. : ил, фото. - 02.22 р., 2.22 р., 02.22. р., 199.57 р.
Указ.имен:с.307-314. Указ.ф.:с.314
УДК
Рубрики: Кино
   История кино СССР и России

   Советское киноискусство и русский кинематограф за рубежом--Послевоенный период

   Киноискусство народов СССР --Киноискусство стран СНГ и ближнего за рубежья--СССР--СНГ

   История хроникально-документального кино СССР

   Научное и научно-популярное кино

   Мультипликационное кино. --Анимационное кино

   СССР--киноискусство
    Украинская ССР

    Белорусская ССР

    Грузинская ССР

    Армянская ССР

    Азербайджанская ССР

    Узбекская ССР

    Казахская ССР

    Таджикская ССР

    Туркменская ССР

    Латвийская ССР

    Литовская ССР

    Эстонская ССР

Кл.слова (ненормированные):
КИНЕМАТОГРАФ, КИНО -- КИНО -- ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ -- научно-популярное -- 1941-1945 -- 1950-Е ГГ. -- ВОВ -- Великая Отечественная Война -- СССР


Доп.точки доступа:
Х.Абул-Касымова \рук.работы.\
Экземпляры всего: 17
ЧЗ (2), Учеб.ф. (14), КОМ (1)
Свободны: ЧЗ (2), Учеб.ф. (12), КОМ (1)
Найти похожие

15.
778.5.05:001
Б 242


    Барановский , Валерий Николаевич.
    Актуальные проблемы теории научно-популярного кино : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03 - Киноискусство / В. Н. Барановский ; научный рук.: Я. К. Маркулан, д-р искусствовед. ; Ин-т искусствовед., этнографии и фольклора им. М. Рыльского АН УССР. - (на правах рукописи). - Л. : Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии, 1976. - 17 с. - Публ. по теме в конце автореферата. - Б. ц. р.
Диссертации в научном фонде библиотеки ВГИКа нет.
УДК
Рубрики: Научное и научно-популярное кино
   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, которая является очередной попыткой теоретического исследования вопросов, связанных со специфическими особенностями научно-популярного кинематографа, родившегося на границе двух видов человеческой духовной деятельности - художественной и научной. Работа состоит из введения, четырех глав и заключения. Во введении обосновывается выбор темы, её изученность, объясняется усложнённость функций научно-популярного фильма, его идеологическая направленность. Глава 1. - посвящена обзору теорий научно-популярного кино; во 2-й главе рассматривается правомерность соотнесения популяризаторской деятельности с деятельностью художественной; проанализированы различные стороны давней дискуссии об эстетическом своеобразии научного фильма. Глава 3-я посвящена этапу, когда популяризация сводится к целостному овладению самым разнородным материалом, но не следует искать здесь признаки эстетического освоения действительности. Деятельность популяризатора по структуре своей гомоморфна (подобна, но не адекватна) структуре научной деятельности и приводит к специфическим результатам. Глава 4-я посвящена структурным закономерностям научно-популярного фильма. Расширение понятия "предмет научного фильма" до его действительных системных границ, принципиальная допустимость использования художественных средств в специальных, узко познавательных целях, возможность двойственной - рационально-чувственной - оценки научно-популярного произведения - всё это свидетельствует о том, что искать законы его внутренней организации, исходя из "художественной" либо "внехудожественной" концепции, взятых в отдельности, нельзя. Памятуя о существовании зоны бифункциональных явлений, связывающих мир искусств с миром социальной практики, резонно предположить, что бифункционален и научный фильм, который в целостности своей выступает в двух обличьях - подчинен логике научного факта и субъективен одновременно. В заключении подводятся итоги исследования и обнаруживается, что закономерности внутренней организации научного фильма, развитие его образной системы, характер функционирования определяются структурным подобием всякой ленты действительному строению той или иной грани деятельности в сфере науки. Автореферат завершает список работ по теме. Для киноведов, искусствоведов.


Доп.точки доступа:
Маркулан, д-р искусствовед., Я.К. \научный рук.:.\; Ин-т искусствовед., этнографии и фольклора им. М. Рыльского АН УССР
Экземпляры всего: 2
ЧЗ (2)
Свободны: ЧЗ (2)
Найти похожие

16.
778.5
И90


   
    История советского кино.1917-1969 : в 4-х т. . Т.4. 1952-1967 / Ин-т истории иск-в Мин-ва культ.СССР; Научно-исслед.ин-т теории и истор.кино ГОСКИНО СССР ; Редкол.Х.Абул-Касымова. - М. : Иск - во, 1978. - 485 с. : ил, фото. - Б. ц. р.
Указ.имен:с.463-475. Указ.ф.:с.475
ГРНТИ
УДК
Рубрики: Кино
   История кино СССР и России

   Советское киноискусство и русский кинематограф зарубежом--1950-е гг.

   Киноискусство народов СССР --Киноискусство стран СНГ и ближнего зарубежья--СССР--СНГ

   История хроникально-документального кино СССР

   Научное и научно-популярное кино

   Мультипликационное кино. --Анимационное кино

   СССР
    Украинская ССР

    Белорусская ССР

    Грузинская ССР

    Армянская ССР

    Азербайджанская ССР

    Узбекская ССР

    Казахская ССР

    Таджикская ССР

    Туркменская ССР

    Латвийская ССР

    Литовская ССР

    Эстонская ССР



Доп.точки доступа:
Х.Абул-Касымова \рук.работы.\; Калатозишвили, Г.; Бондарчук, С.; Юткевич, С.; Чухрай, Г.; Шепитько, Л.
Экземпляры всего: 24
ЧЗ (1), Учеб.ф. (22), КОМ (1)
Свободны: ЧЗ (1), Учеб.ф. (19), КОМ (1)
Найти похожие

17.
778.5.05:001
В 166


    Вальяно, Ираклий Маркович.
    Научно-популярное кино и актуальные общественно-политические проблемы современности : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03 - Киноискусство и телевидение / И. М. Вальяно ; научный рук.: С. И. Фрейлих, д-р искусствовед., проф. ; ВНИИ киноискусства Госкино СССР. - (на правах рукописи). - М. : Акад. общ. наук при ЦК КПСС, 1980. - 16 с. - Публ. по теме: с.16.
Диссертации в научном фонде библиотеки ВГИКа нет.
УДК
Рубрики: Научное и научно-популярное кино
   Социология кино--Кино и общество--Кино и зритель

   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой исследованию общественно-политических аспектов научно-популярного кино, его связи с мировоззренческими и идеологическими проблемами, выдвигаемыми современностью. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы, её разработанность; определены цели и задачи , методология исследования. В первой главе - "Особенности развития научно-популярного кино на современном этапе" - рассматриваются ведущие тенденции как отражение происходящих социально-политических процессов и развитие традиций, накопленных мастерами этого вида (научно-популярное кино во взаимодействии с другими видами кино и как часть единого кинопроцесса, освоение новых тем в области социальных отношений и философской науки на основе анализа конкретных фильмов, художественная выразительность и эстетическое своеобразие научно-популярного кино). Во второй главе - "Идеологические аспекты научно-популярных фильмов общественно-политической и социально-философской тематики" - на примере фильмов отечественного производства, социалистических стран и зарубежных прогрессивных, с одной стороны, и буржуазной кинопродукции, анализируются тематические направления, на которых сосредоточено внимание научно-популярного кинематографа в мире (пропаганда идей марксизма, социологический фильм, биологическое направление, экологическая тематика и борьба идей). Автор обращает также внимание на значение взаимодействия фильмов научно-популярного кино со зрителем, его роль в духовном развитии общества. В заключении даны выводы и практические рекомендации по совершенствованию использования научно-популярного кино в идеологической, воспитательной и образовательной работе. Для работников общественно-просветительской сферы, культурологов.


Доп.точки доступа:
Фрейлих, д-р искусствовед., проф., С.И. \научный рук.:.\; ВНИИ киноискусства Госкино СССР
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)
Найти похожие

18.
778.5.05:001
К 22


    Карева, Ирина Алексеевна.
    Научное творчество как предмет образного отражения в научно-популярном фильме : автореферат дис. ... / И. А. Карева ; научный рук.: Н. И. Слободян, канд. искусствовед. ; Ин-т искусствовед.,, этнографии и фольклора им. М. Рыльского АН УССР, ВНИИ киноискусства Госкино СССР. - (на правах рукописи). - Л. : Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова, 1981. - 19 с. - Публ. по теме: с.19.
Диссертации в научном фонде библиотеки ВГИКа нет.
УДК
Рубрики: Научное и научно-популярное кино
   Научно-популярные передачи

   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой исследованию взаимодействия научного и художественного познания в научно-популярном фильме как методологически важной особенности этого вида кинематографа. Конкретный объект анализа в работе - фильмы, в которых наука предстает как специфический вид деятельности, бесконечно эволюционирующая сфера познавательного творчества. Подобные произведения подчиняются общим для всех разновидностей научного кинематографа закономерностям и обладают рядом специфических признаков и свойств, существенно влияющих на его дальнейшее развитие. В диссертации рассматриваются произведения, созданные на Киевской студии научно-популярных фильмов и представляющие особый интерес в плане избранной тематики ("Они видят вновь", "Портрет хирурга Н. Грачева", Язык животных", "Думают ли животные?", "Николай Амосов", "Компьютер и загадка Леонардо", "Приближение к истине", "Решения, которые мы принимаем" и др. Материал диссертации и метод теоретического анализа определили ряд ключевых вопросов: характер и формы взаимодействия научно-познавательного и художественно-образного начала в научно-популярном фильме; эволюция особенностей его предмета в соотнесённости в целями и задачами этого вида кинематографа; диалектика взаимоотношений, диалектика взаимоотношения объекта и субъекта кинематографической деятельности в фильмах, посвящённых творчеству выдающихся представителей прошлого и современной науки; основные формы и принципы экранизации научного творчества, критерии подхода к личности ученого. Работа состоит из введения, двух глав, заключения. Во введении обоснован выбор темы, актуальность, теоретическая и практическая значимость. Глава 1. "Взаимодействие науки и искусства в сфере научно-популярного фильма" рассмотрены характер и формы этого взаимодействия. Во 2-й главе - "Концепция личности в современном научно-популярном фильме" рассмотрены особенности взаимодействия объекта и субъекта кинематографической деятельности (метод отображения личности ученого и его деятельности, продвигающие зрителя на пути познания научного творчества) В заключении - даны выводы о взаимовлиянии субъекта и объекта, о возрастании роли субъективного фактора, социальные преобразования и развитие научно-популярного фильма. Автореферат завершает список работ по теме. Для кинематографистов научно-популярного кино, киноведов.


Доп.точки доступа:
Слободян, канд. искусствовед., Н. И. \научный рук.:.\; Ин-т искусствовед.,, этнографии и фольклора им. М. Рыльского АН УССРВНИИ киноискусства Госкино СССР
Экземпляры всего: 2
ЧЗ (2)
Свободны: ЧЗ (2)
Найти похожие

19.
778.5(085)
К 29


   
    Каталог технико-пропагандистских, рекламных, учебных фильмов и кинопериодики 1982 год. Часть 2 : справ. изд. / Госкино СССР ; авт. - сост., ред.: Л. П. Пономаренко, И.В. Рябова. - М. : Союзинформкино, 1982. - 71 с. - Б. ц. р.
УДК
Рубрики: Фильмография
   Виды кино и фильмы специального назначения

   Рекламное кино

   Научное и научно-популярное кино

   Учебное кино

Аннотация: Настоящий аннотированный каталог представляет фильмы по указанной тематике: технико-пропагандистские, рекламные, учебные фильмы, созданные по заказу министерств, ведомств, промышленных и сельхозпредприятий, а также кинопериодика: альманах кинопутешествий и киножурналы: "Здоровье", "На голубых дорогах", "На морях и океанах", "Наука и техника", "Сельское хозяйство", "Строительство и архитектура", "Хочу все знать", снятые в основном на "Центрнаучфильме". Для работников кинофикации, кинопроката, лекториев и пр.


Доп.точки доступа:
Пономаренко, И.В. Рябова, Л.П. \авт. - сост., ред.:.\; Госкино СССР
Экземпляры всего: 1
АБ (1)
Свободны: АБ (1)
Найти похожие

20.
778.5.05:001
П 474


    Познин, Виталий Федорович.
    Выразительные средства современного научно-познавательного фильма : автореферат дис. на соискание ученой степ. канд. искусствоведения по спец. 17.00.03 - Киноискусство и телевидение / В. Ф. Познин ; научный рук.: Я. К. Маркулан, д-р искусствовед., проф. ; Ин-т искусствовед.,, этнографии и фольклора им. М. Рыльского АН УССР. - (на правах рукописи). - Л. : Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии, 1982. - 15 с. - Публ. по теме в конце автореферата.
Диссертации в научном фонде библиотеки ВГИКа нет.
УДК
Рубрики: Научное и научно-популярное кино
   Выразительные и изобразительные средства киноискусства--Крупный план, монтаж как выразительные средства в кино--Язык кино.

   Авторефераты

Аннотация: Автореферат представляет содержание диссертации, посвящённой анализу природы экранной выразительности научно-познавательного фильма, систематизации наиболее плодотворных выразительных средств, открытых мастерами научного кино, осмыслению новых тенденций. Материалом исследования являются фильмы 70-х годов, созданные на киностудиях СССР и за рубежом, а также опыт автора, работавшего в научном кино в качестве сценариста, режиссёра и оператора. Работа состоит из введения, , трех частей (исторический, теоретический и практический аспекты), заключения. Во введении сделан обзор литературы по проблеме использования выразительных средств в научно-познавательном кино, перечислены вопросы для изучения, мотивированы актуальность и выбор темы. В 1-й главе: "Краткий очерк выразительных средств научно-познавательного кино. Определение научно-познавательного фильма" дается анализ средств экранной выразительности в каждом из трех основных периодов развития научно-познавательного кинематографа (просветительский, научно-популярный, научно-познавательный). От искусственного драматизирования - к драматургии мысли; доминирование документального метода; термины: "научно-популярное" - "научно-познавательное" (автор предпочитает второй). Глава 2. - "Соотношение логического и эмоционального в современном научно-познавательном фильме" - посвящена проблеме сосуществования и взаимовлияния научно-познавательной информации и эстетического начала в фильмах, рассказывающих о научном познании мира (информационная избыточность и дидактика, образно-философское осмысление научной темы, "открытая композиция" - документальная история или её имитация, эксперимент или социологическое исследование, полифония); выразительные средства как динамизация зрительского восприятия. В 3-й главе: "Специфика использования средств кинематографической выразительности в научно-познавательном фильме" обобщается опыт современного научного кино в области использования арсенала выразительных средств, рассматриваются наиболее продуктивные поиски создания понятий-образов, предлагается типология основных драматургических приемов и жанров научно-познавательного кино. Предложена типология жанров из практики научного кино: фильм-лекция, фильм-беседа, фильм-размышление, фильм-эссе, научно-публицистический фильм, биографический фильм, фильм-портрет и футурологический фильм. В диссертации обобщен опыт кинопопуляризации 70-х гг. по использованию выразительных средств для создания в пределах одного кадра или в результате монтажных столкновений образов-понятий (С. Эйзенштейн). Свои специфические приемы найдены в применении комбинированных съёмок, эстетики макроплана, специальных съёмок, в работе с иконографическим материалом. В диссертации систематизируются основные приемы выразительных средств научно-познавательного фильма. отмечаются наиболее плодотворные поиски и перспективы. В заключении подводятся итоги, прогнозируется дальнейшее развитие творческих поисков в освоении выразительных средств научно-познавательного кинематографа. Дается список работ автора по тем. Для киноведов, кинематографистов научно-популярного кинематографа.


Доп.точки доступа:
Маркулан, д-р искусствовед., проф., Я.К. \научный рук.:.\; Ин-т искусствовед.,, этнографии и фольклора им. М. Рыльского АН УССР
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)
Найти похожие

 1-20    21-40   41-50 
 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)